• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте 2012 г.

 

Отчет о работе НУГ 2012.htm

Аннотация: 

Понятие «политическая конкуренция» не определяется в законодательстве. В статье 13 Конституции РФ речь идёт о политическом плюрализме, который, судя по качеству законодательства и его правоприменения, остаётся идеалом. Авторам хотелось бы сформировать надлежащую правовую модель политической конкуренции, предложить актуальные инструменты регуляции в этой сфере, выстроить определённый правопорядок в политике.

В ходе исследования будет осмыслено социально-правовое содержание политической конкуренции. В случае фиксации дисбаланса в общественно-политической системе будут установлены «порочные» нормы права и предложены изменения и дополнения в российское законодательство о статусе высших органов власти, деятельности парламента, партиях, манифестациях, выборах, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие правопорядок в политике. При этом от внимания исследователей не ускользнёт и неформальная сторона отношений конкурентов, которую в определённых случаях необходимо переводить в правовое русло.

Авторам хотелось бы провести аналогию между правовыми подходами к регулированию политической конкуренции и к регулированию соперничества хозяйствующих субъектов в экономике и ответить на вопрос: можно ли мерить политическую конкуренцию экономическими категориями?

Понимание правовой модели политической конкуренции предопределяется сущностью правоотношений в политике, неформальными правилами, условиями деятельности и статусом субъектов политического рынка (их правами, обязанностями и ответственностью), объектом, по поводу которого идёт конкуренция. Эти параметры с позиции права, и с учётом политологических и экономических подходов, будут установлены в ходе исследования.


Abstract:

The concept «political competition» doesn't defined in the legislation. In Article 13 of the Constitution of the Russian Federation the principle of political pluralism is reflected, and this principle is still the ideal because of the quality of legislation and its implementation. The authors' intention is to create the suitable legal model of political competition, to offer modern instruments of regulation in this sphere, to build a particular legal order in politics. During the research the social-legal substance of the political competition will be comprehended. If the disbalance in the socio-political system will be discovered, the «vicious» legal norms will be found and the amendments to the Russian legislation in the sphere of legal status of bodies of state power, parlamentary activities, political parties, manifestations, elections and to the another acts which regulate legal order in politics will be offered. The authors will also pay attention to the informal relationships of the competitors which should be sometimes directed into the legal channel.

Цель исследования: Формирование правовой модели политической конкуренции на основе действующего законодательства и с учётом неформальных норм, а также с учётом новых возможных инструментов, предложение актуальных механизмов регуляции в этой сфере.

Задачи исследования:

1) Описание социально-правовой природы политической конкуренции как важного параметра демократии. Установление соотношения принципа политической конкуренции с идеей политического плюрализма.

2) Правовое наполнение политической конкуренции элементами, без которых она не может установиться в государстве: свобода мысли и слова; многопартийность; широкая социальная база парламентского представительства, находящая отражение в механизмах его внутренней работы; свободный доступ к средствам массовой информации (СМИ) и их политическая нейтральность; обеспечение деятельности политической оппозиции; механизмы взаимодействия органов публичной власти, позволяющие проявляться инакомыслию в системе власти в целом. Определение нормативного содержания каждого элемента и анализ его реализации.

3) Поиск новых возможных инструментов регулирования политической конкуренции из области экономики. Нормативное наполнение таких понятий как «недобросовестная конкуренция», «её ограничение», «доминирующее положение партии», «злоупотребление им», «политическая концентрация», «согласованные акты в политике» и «их недопустимость» и других.

4) Осмысление методологии оценок политической конкуренции. Обращение также к подходам политологов, анализирующих неформальное поведение в политике. Обращение к подходам социологов и историков, выявляющих особенности правовой культуры и социального запроса на адекватное регулирование отношений в политике.

5) Определение положительных и отрицательных практик в сфере развития политической конкуренции. Предложение законодательного совершенствования в случае выявления «деформаций» регулирования.

Сроки проведения работы над проектом: январь-декабрь 2012 года.

Ожидаемые научные результаты:

Формальная сторона: 1) Развитие дискуссии в рамках постоянного семинара, проводимого группой. 2) Участие членов группы в конференциях, круглых столах, семинарах по теме исследования как внутри НИУ ВШЭ, так и за её пределами (в качестве докладчиков и дискуссантов). 3) Сбор материалов для учебного процесса (С.В. Васильева и С.С. Заикин преподают в НИУ ВШЭ курсы, связанные с темой проекта). 4) Подготовка статей (индивидуальных и коллективных) в рамках выбранных исследователями подтем. 5) Подготовка работ на ежегодный конкурс студентов и аспирантов, проводимый Центральной избирательной комиссией РФ. 6) Поддержание дискуссии через сайт научно-учебной группы: размещение проблемных материалов и, возможно, получение откликов читателей по контактным адресам.

Содержательная сторона. Все возможные выводы, к которым придут авторы проекта, в данный момент трудно предвидеть. Вот некоторые из них: 1) Выделение новых понятий и механизмов в сфере правового регулирования политической конкуренции: «доминирующее положение партии», «злоупотребление им», «политическая концентрация» и других. 2) Установление действующих положений законодательства и неформальных правил, устраняющих, ограничивающих, не допускающих политическую конкуренцию. Описание правовых состояний «устранение», «ограничение», «недопущение», «умаление» политической конкуренции. 3) Моделирование системы уполномоченных регуляторов политической конкуренции, фиксация их прав и обязанностей по пресечению нарушений и привлечению виновных к ответственности. 4) Расширение представлений о связи развития политической конкуренции и уровня социально-экономического развития, а также описание основанных на этой связи современных конституционных моделей государства. 5) Предложения об обеспечении политической конкуренции в СМИ, в том числе и через сеть Интернет. Установление требований к оформлению и содержанию сайта политической партии. 6) Определение правил, нацеленных на ограничение монополизма доминирующей партии в политике, мер политической расконцентрации, включая усиление внутрипартийной демократии.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.