• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практикум "Локальное нормотворчество"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина решает двойную задачу. С одной стороны, она является обзорной для всех видов нормотворчества, с другой, дает необходимый объем знаний по нормотворческой юридической техники и правовому мониторингу. В предмет данной дисциплины входит рассмотрение сущности нормотворчества, т. е. его понятия, функций, способов. Также в предмет входит изучение теоретических и практических проблем нормотворческой юридической техники. Специфика дисциплины имеет как теоретическую, так и практическую направленность, поскольку у студентов формируются навыки подготовки и принятия различных видов нормативных правовых актов. В этой связи изучение данной дисциплины требует от студентов глубокого и всестороннего усвоения не только знаний теории нормотворчества, но и особенностей применения различных технологий подготовки нормативных правовых актов. Эти знания расширяют возможности профессионального становления выпускников магистерской программы, способствуют их качественной подготовке для практической работы в области нормотворчества. Полученные в ходе изучения данной дисциплины знания и навыки позволят выпускникам факультета права выбрать необходимую форму нормативного правового акта и опираясь на знания правил, приемов и средств нормотворческой техники правильно его построить. Дисциплина предусматривает тестирование, состоящее из десяти вопросов и домашнее задание в форме подготовки реферата. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами необходимого объема знаний теории нормотворчества и нор-мотворческой юридической техники, формирования;
  • формирования навыков подготовки различных видов нормативных правовых актов, про-ведения различных видов правового мониторинга;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает категориальный аппарат теории нормотворчества, его способы, функции, принципы, уметь применять их на практике; особенности различных видов нормативных правовых актов; особенности подготовки федеральных законов и различных видов подзаконных нормативных правовых актов; требования, предъявляемые к различным видам нормотворческого процесса, к содержанию, структуре и формам нормативных правовых актов;
  • Знает назначение и особенности различных средств нормотворческой юридической техники; способы изложения нормативных правовых актов; понятие, виды и способы систематизации нормативных правовых актов; теорию и методологию проведения мониторинга проектов нормативных правовых актов и действующего законодательства;
  • Умеет выбрать оптимальную форму проекта нормативного правового акта и опираясь на знания нормотворческой юридической техники правильно его построить; выбирать из многообразного инструментария нормотворческой юридической техники необходимые средства;
  • Умеет осуществлять основные виды правового мониторинга; составлять перспективные и текущие планы нормотворческой деятельности; проводить научные исследования в области нормотворчества и правового мониторинга;
  • Владеет методиками проведения мониторинга проектов нормативных правовых актов и различных видов нормативных правовых актов; методиками проведения общеправовой, лингвистической и антикоррупционной экспертизы; навыками создания различных видов норм права;
  • Владеет навыками правильного выбора средств нормотворческой юридической техники; навыками правовой обоснованности проектов нормативных правовых актов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нормография как наука и учебная дисциплина. Сущность нормотворчества
    Понятие и содержание курса «нормография». Соотношение нормографии с западным аналогом - легиспруденцией и юридической лингвистикой. Понятие и виды нормотворчества, его назначение, функции и способы. Основные принципы нормотворчества: законность, научность, техническое совершенство, гуманизм, демократизм, гласность. Понятие, особенности и виды правотворческой политики государства.
  • Нормотворческая юридическая техника
    Понятие нормотворческой юридической техники. Способы изложения нормативного материала. Основные и специальные средства нормотворческой юридической техники (презумпции, фикции, оговорки и т.п.). Требования, предъявляемые к проектам нормативных правовых актов.
  • Мониторинг проектов нормативных правовых актов
    Понятие и основные стадии правового мониторинга. Виды правового мониторинга. Особенности мониторинга концепций проектов нормативных правовых актов. Мониторинговая экспертиза проектов нормативных правовых актов. Пути повышения эффективности мониторинга нормативных правовых актов. Особенности оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия нормативных правовых актов.
  • Нормотворческие ошибки
    Понятие и виды нормотворческих ошибок. Соотношение понятий «нормотворческая ошибка» и «правовой дефект». Типичные ошибки законодательного процесса. Типичные ошибки ведомственного нормотворческого процесса. Концептуальные нормотворческие ошибки. Технико-юридические нормотворческие ошибки. Логические нормотворческие ошибки. Грамматические нормотворческие ошибки. Пробелы в нормативных правовых актах как нормотворческие ошибки. «Умышленное умолчание законодателя». Коллизии в праве: понятие, виды, причины. Способы предотвращения коллизий. Типичные ошибки опубликования нормативных правовых актов и пути их преодоления.
  • Организация подготовки законопроектов. Требования, предъявляемые к за-конопроектам
    Нормативно-правовое регулирование законодательного процесса. Рабочая группа, технологии ее организации и деятельности. Обеспечение научной обоснованности проекта. Обоснование необходимости раз-работки законопроектов. Мониторинговая оценка последствий принятия законо-проектов. Особенности планирования законопроектных работ. Научные основы стратегиче-ского планирования в сфере законопроектной деятельности. Обеспечение механизма действия закона. Основные требования, предъявляемые к законопроектам, вносимым в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Этапы прохождения законопроектов в федеральном и региональном законо-дательном органе
    Стадия законодательной инициативы. Пакетный принцип внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Предварительное рассмотрение законопроектов комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Обсуждение законопроектов на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок голосования при принятии палатами федерального парламента законодательных решений. Процедура подписания законопроектов Президентом Российской Федерации. Повторное рассмотрение Федеральным Собранием законопроектов, возвращенных Президентом Российской Федерации. Обнародование принятых законопроектов Президентом Российской Федерации. Официальные источники опубликования нормативных правовых актов, принятых палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Технологии подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
    Нормотворческая компетенция Президента Российской Федерации. Сфера регулирования общественных отношений нормативными указами Президента Российской Федерации. Особенности подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Принятие решения о необходимости подготовки нормативного право-вого акта Президента Российской Федерации. Варианты подготовки проектов нормативных актов Президента Российской Федерации. Согласование норматив-ных актов Президента Российской Федерации. Особенности представления проектов нормативных правовых актов на подпись Президенту Российской Федерации. Опубликование и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
  • Структура и содержание нормотворческого процесса органов исполнительной власти
    Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации. Нормотворческая компетенция федеральных органов исполнительной власти. Особенности правового мониторинга в федеральных органах исполнительной власти. Варианты подготовки проектов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Доработка проекта с учетом поступивших предложений и замечаний. Комплексная оценка проекта. Процедура государственной регистрации ведомственных нормативных актов. Государственный реестр нормативных правовых актов исполнительной власти. Официальные источники опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Особенности контроля за ведомственным нормотворчеством и ведомственными нормативными актами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Тест + 0.4 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Арзамасова Ю.Г.-НОРМОГРАФИЯ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-460-Высшее образование-978-5-9916-8759-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/normografiya-teoriya-i-tehnologiya-normotvorchestva-433794

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нормотворческая юридическая техника/Власенко Н.А. и др., - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 312 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-16-103747-8 (online) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/527253