• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

3 Bolshoy Trekhsvyatitelsky Pereulok, room 326
Phone: 8 (495) 7729590,
ext. 23040
 

Administration
School Head Vadim Vinogradov
Deputy Head Larisa Soldatova
Manager Alfia Taktarova
Book
Global Food Value Chains and Competition Law

Edited by: I. Lianos, A. Ivanov, D. Davis.

Cambridge: Cambridge University Press, 2022.

Article
Актуальные проблемы дифференциации в трудовом праве России

Batusova E. S.

Законодательство. 2023. No. 8. P. 25-33.

Book chapter
Russia: Legal Response to Covid-19

Khramova T. M.

In bk.: The Oxford Compendium of National Legal Responses to Covid-19. Oxford University Press, 2021.

Working paper
Fairness Meets Machine Learning: Searching For A Better Balance

Semenova E., Перевощикова Е. Ю., Ivanov A. et al.

Law. LAW. Высшая школа экономики, 2019

Budget Law of Russia

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
5
ECTS credits
Delivered by:
School of Public Law
Type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Бюджетное право России» предназначен для изучения студентами правовых специальностей. Основными целями, которые должны быть достигнуты при освоении дисциплины «Бюджетное право России», являются получение учащимися углубленного представления о теории бюджетного права, стандартах правоприменения, сформировавшемся в Российской Федерации нормативно-правовом механизме регулирования публичных финансов. Программа курса включает в себя широкий спектр вопросов, которые являются одинаково актуальными для практической деятельности юриста, как в публичном, так и в частном секторе экономики. Это, в частности, непосредственно относящиеся функционированию бюджета темы бюджетных расходов и доходов, публичного кредита, бюджетного устройства и бюджетного процесса, бюджетного контроля и ответственности, а также связанные с ними междисциплинарные вопросы, к которым, например, относятся государственное стратегическое планирование; планирование и осуществление государственных и муниципальных закупок; исполнение судебных актов при взыскании из бюджета и др. Такой интеграционный подход, а также сравнительный анализ и знакомство источниками, выработанных наукой финансового права за ее двухсотлетнюю историю, позволяет сформировать компетенции, необходимые для критического осмысления нормативных правовых актов и навыков нормотворческой и правоприменительной работы. Полученные навыки обучающиеся смогут применять на практике, защищая права и законные интересы участников при возникновении споров, связанных с применением финансового законодательства. Автором курса подготовлено несколько учебных пособий, включая курс лекций, альбом схем и практикум, которые содержат информацию, необходимую для освоения программы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение обучающимися углубленного представления о теории бюджетного права, стандартах правоприменения и регулирования, сформировавшемся в Российской Федерации нормативно-правовом механизме регулирования публичных финансов, правоприменительной практике в этой сфере;
  • знакомство с наиболее значимыми источниками науки бюджетного права;
  • также подготовка студента к решению различных задач в соответствии со следующими видами профессиональной деятельности, а именно a. разработке нормативных правовых актов, регулирующих формирование публичных доходов и расходов, межбюджетные отношения, бюджетный процесс, закупки для публичных нужд, государственный финансовый контроль, ответственность за нарушения бюджетного законодательства, государственный кредит, государственный долг и иные правоотношения; b. составлению различных правовых актов, предусмотренных законодательством, регулирующим вопросы функционирования публичных финансов и закупок для публичных нужд; c. защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, участвующих в бюджетных правоотношениях; d. предупреждения, выявления нарушений бюджетного законодательства (например, влекущих нецелевое использование бюджетных средств, нарушения сроков их перечисления и зачисления и иные); e. оказания юридической помощи, консультирование по вопросам бюджетного права, применения бюджетного законодательства, составления документов бюджетного учета и отчетности, конкурсной документации;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает структуру бюджетного законодательства и его общее содержание; общее содержание основных подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; структуру и элементы бюджетной системы, принципы ее построения;
  • Знает способы регулирования межбюджетных отношений; состав и основные полномочия участников бюджетных правоотношений; виды и порядок формирования доходов и расходов бюджета, установления, введения и отмены расходных, бюджетных и денежных обязательств; содержание кодов бюджетной классификации;
  • Знает содержание стадий и этапов бюджетного процесса по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета; содержание бюджетного контроля, полномочия органов государственного финансового контроля; документы, регулирующие формирование бюджетного учета и отчетности;
  • Знает виды и порядок применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства, нормы уголовного и административного права, предусматривающие ответственность за правонарушения в бюджетной сфере; основные процедуры закупок для публичных нужд; виды публичных долговых обязательств и состав государственного внутреннего и внешнего долга, муниципального долга;
  • Умеет дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы в области бюджетного права; использовать знания об основных понятиях и категориях бюджетного права с целью формирования бюджетной и учетной политики организации; анализировать факты хозяйственной деятельности, данные бухгалтерской, и иных форм отчетности на предмет возникающих в связи с ними бюджетных последствий для организации (учреждения);
  • Умеет правильно определять расходные, бюджетные и денежные обязательства, порядок определения их стоимости; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с актами бюджетного законодательства; анализировать информацию о деятельности организации (учреждения), бюджетную и иную документацию с целью выявления фактов нарушения бюджетного законодательства;
  • Умеет осуществлять с применением справочно-правовых систем поиск правовой информации, необходимой для принятия решений о порядке осуществления расходов публичного учреждения и (или) участия в публичных торгах; оказывать квалифицированную юридическую помощь по вопросам применения актов бюджетного законодательства;
  • Владеет бюджетно-правовой терминологией; навыками консультирования о порядке и особенностях формирования публичных доходов и расходов, компетенциях участников бюджетного процесса, органов бюджетного контроля и применения ответственности за нарушения бюджетного законодательства; навыками работы с правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном, и местном уровнях, включая акты бюджетного законодательства;
  • Владеет навыками определения объемов расходных, бюджетных и денежных обязательств на отчетный период; навыками подготовки юридического заключения по отдельным вопросам применения бюджетного законодательства; навыками представления результатов проведенного исследования в форме статьи и (или) доклада по отдельным проблемам применения бюджетного законодательства;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1 Общая часть Тема 1.1 Понятие бюджета и бюджетного права
    1. Бюджет как категория финансового права, его место в системе категорий. Бюджет как системообразующая категория. Бюджет как экономическое и правовое явление. Понятие бюджета. Бюджет как форма, как план и как закон. Бюджет и государство, бюджет и публично-территориальные образования. Бюджет и бюджетная политика. Бюджет и финансовая деятельность. Бюджетная дисциплина. Виды бюджетов: скользящий, дробный бюджет, бюджет-брутто и бюджет-нетто, иные. Значение бюджета: бюджет и публичные финансы, бюджет и частные финансы. 3. Бюджетное право как подотрасль финансового права, как наука и как учебная дисциплина. Место бюджетного права в системе российского права. Соотношение бюджетного права и гражданского права: бюджет и казна, бюджет и контрактная система. Бюджет и исполнительное производство. Система бюджетного права. Источники бюджетного права. Практика российских и международных судов как источник бюджетного права. Документы международных организаций, иные источники «soft law» по бюджетному праву. 4. Структура и особенности бюджетного законодательства. Законы о финансах и ежегодные акты о бюджете, акты об утверждении отчетов об исполнении бюджетов, их особенности, с учетом практики (Конституционного Суда Российской Федерации). Иные законы, подзаконные акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Соотношение бюджетного законодательства Российской Федерации с нормами международного права История развития российского бюджетного законодательства и науки бюджетного права. 5. Нормы бюджетного права. Процессуальные и материальные нормы, бюджетные процедуры. Особенности действия норм бюджетного права в пространстве, во времени (сроки, циклы и периоды), по кругу лиц.
  • Тема 1.2 Бюджетные правоотношения и их участники
    1. Понятие и структура бюджетных правоотношений: объект, субъекты и содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений. 2. Государство и публично-правовые образования как непосредственные участники бюджетных правоотношений. Бюджетные права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Наднациональные образования как участники бюджетных правоотношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления как участники бюджетных правоотношений. Казенные, бюджетные и автономные учреждения как участники бюджетных правоотношений. Участники бюджетных правоотношений и участники бюджетного процесса. 3. Полномочия отдельных участников бюджетных правоотношений федерального, регионального и местного уровня: Президента и Правительства РФ, высших должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований; представительных органов власти; финансовых органов; Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; администраторов бюджетных средств по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета различного уровня; органов финансового контроля; Федерального казначейства и Центрального банка Российской Федерации; органа по управлению ликвидностью единого счета бюджета, иных. 4. Эволюция и современная трансформация (расширение) содержания бюджетных правоотношений. Понятие бюджетных средств, его соотношение с понятием денежных средств.
  • Тема 1.3 Принципы бюджетного права
    1. Понятие и значение системы принципов бюджетного права. 2. Принцип справедливости в бюджетном праве. Иные общеправовые принципы в бюджетном праве: единства; законности; гласности; федерализма; соблюдения баланса интересов общества, личности, государства; соблюдения финансовой дисциплины; неотвратимости ответственности за финансовые правонарушения и др. Отраслевые принципы финансового права. 3. Специальные (подотраслевые) принципы, на которых базируется бюджетное право. Принципы формирования расходов и доходов (универсальности; приоритета расходов над доходами; совокупного покрытия расходов бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности установления доходов, иные). Принципы построения бюджетной системы (единства бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами). Принципы организации бюджетного процесса (плановости; специализации бюджетных показателей; эффективности использования бюджетных средств; полноты отражения расходов, доходов и источников финансирования дефицита; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджета; прозрачности; единства кассы, иные). 4. Принципы правового регулирования смежных правоотношений: принципы государственного стратегического планирования, принципы контрактной системы, принципы финансового контроля. 5. Многоаспектность принципа единства: единство финансовой системы, единства бюджетной системы, единство кассы и т.д. Единство и разделение полномочий. Единство и самостоятельность бюджетов бюджетной системы.
  • Раздел 2 Публичные расходы и доходы Тема 2.1 Публичные расходы
    1 Понятие и признаки публичных расходов. Виды публичных расходов. Бюджетные расходы как главная составляющая публичных расходов. Бюджетные расходы и прогноз социально–экономического развития. Бюджетные расходы и народнохозяйственные планы. 2. Классификации бюджетных расходов: функциональные (разделы, подразделы, статьи, направления ассигнований); экономические (текущие, капитальные). Возвратные (производительные) и невозвратные расходы. Расходы по признаку управления (ведомственные). Расходы по признаку необходимости (полезности). Расходы обыкновенные и чрезвычайные. Расходы постоянные и переменяемые (программные и непрограммные). Расходы по территориальному признаку. 3. Управление расходами. Расходные обязательства, их виды, реестр расходных обязательств. Бюджетные обязательства, денежные обязательства. План закупок и расходные обязательства. 4. Источники финансирования дефицита бюджета, уменьшающие кассовый остаток. Бюджетные инвестиции. Бюджетные фонды.
  • Тема 2.2. Публичные доходы
    1. Публичные потребности и способы их удовлетворения. Чрезвычайные источники покрытия расходов. Публичные доходы и публичные потребности. 2. Понятие и виды публичных доходов. Бюджетные доходы как главная составляющая публичных доходов. Принуждение при мобилизации доходов. Источники доходов. Промыслы, регалии, пошлины, обязательные платежи (фискальные и нефискальные), налоги. Виды бюджетных доходов. Обыкновенные и чрезвычайные доходы. Доходы от частноправовых и публично–правовых источников. Внешние и внутренние доходные источники. Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, страховые взносы. Доходы по территориальному признаку. Доходы перечисленные и зачисленные. Доходы от внешнеэкономической деятельности. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и от оказания платных услуг. Безвозмездные поступления. Средства, переданные во временное хранение. Нефтегазовые доходы бюджета. 3. Управление публичными доходами. Прогнозирование объема необходимых доходов. Способы исчисления доходов. Мобилизация доходов. 4. Сбалансированность бюджета. Понятия дефицита и профицита бюджета. Источники финансирования дефицита бюджетов, увеличивающие кассовый остаток.
  • Тема 2.3 Основы бюджетного учета и бюджетная классификация
    1. Понятие, значение и состав бюджетной классификации. Юридическая сила и правовые источники бюджетной классификации. Соотношение бюджетной классификации и доходов, расходов и источников финансирования дефицита по ежегодному закону о бюджете. 2. Классификации расходов бюджетов. Классификация доходов бюджетов. Классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Структура кода бюджетной классификации. 3. Основы институционального подхода в бюджетном праве и экономической науке. Операции сектора государственного управления, их классификация. Изменение финансовых и нефинансовых активов, изменение обязательств. Система национальных счетов и статистика государственных финансов. 4. Единство бюджетной классификации. Уровни детализации бюджетной классификации. Эволюция бюджетной классификации.
  • Раздел 3. Бюджетное устройство и бюджетная система Тема 3.1 Структура и элементы бюджетной системы.
    1. Соотношение понятий бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы, элементы и уровни бюджетной системы. Консолидированные бюджеты и бюджеты наднациональных образований в бюджетной системе. Бюджетные системы и финансы международных организаций. 2. Значение федерального бюджета в бюджетной системе Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации. Местные бюджеты. Концепция социальных финансов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования; территориальные государственные фонды обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды, суверенные фонды благосостояния в бюджетной системе. 3. Поддержание баланса и управление бюджетной системой.
  • Тема 3.2 Межбюджетные отношения.
    1. Федерализм и унитарность в бюджетной системе. Модель государственного бюджета и модель федеральной бюджетной системы. Единство бюджетной системы и самостоятельность бюджетов, разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита между бюджетами, равенство бюджетных прав. Фискальный федерализм, гармонизация и субсидиарность в бюджетной системе. 2. Регулирование межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты: дотации, субвенции, субсидии, иные. Правительственные программы развития межбюджетных отношений. 3. Принципы ОЭСР по регулированию межбюджетных отношений. Вертикальное, горизонтальное, многоуровневое межбюджетное выравнивание ы зарубежных странах. Формы межбюджетной кооперации.
  • Раздел 4 Бюджетный процесс Тема 4.1 Стадии бюджетного процесса и их участники.
    1. Понятие бюджетного процесса, стадии и этапа бюджетного процесса. Понятие бюджетного (финансового) года и бюджетного периода. Режим прозрачности бюджетных расходов. 2. Участники бюджетного процесса и их полномочия (на примере федерального уровня). Глава государства. Федеральное Собрание РФ. Счетная палата РФ. Правительство Российской Федерации. Минфин России. Федеральное казначейство. Центральный банк и уполномоченные кредитные учреждения. Администраторы бюджетных средств по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета. Орган по управлению ликвидностью единого счета бюджета. Органы финансового контроля. Полномочия в бюджетном процессе: нормотворческие, организации и обеспечения бюджетного процесса, распоряжения бюджетными средствами, кассовые полномочия, полномочия по управлению единым счетом, контрольные полномочия. 3. Стадия составления проекта бюджета. Бюджетная политика. Государственное стратегическое планирование и долгосрочный бюджетный прогноз. Принцип ежегодного составления и многолетнее бюджетное планирование. Бюджет действующих обязательств и бюджет принимаемых обязательств. Целевые бюджетные программы. Концепция бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Инструменты БОР. 4. Стадия утверждения проекта бюджета. Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета. Особенности рассмотрения федерального бюджета, слушания федерального бюджета. Порядок внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Особенности и сроки рассмотрения и утверждения проектов региональных и местных бюджетов. 5. Стадия исполнения бюджета. Централизованное и децентрализованное исполнение бюджетов. Банковское, небанковское и смешанное исполнение бюджетов. Единство кассы и единый счет бюджета. Казначейские счета. Этапы исполнения бюджета по расходам, сводная бюджетная роспись, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств. Лицевые счета. Казначейское сопровождение и казначейское обслуживание. Принятие обязательств за счет бюджета, их санкционирование и учет. Кассовый расход. Подтверждение исполнения денежных обязательств. Кассовый план. Особенности и этапы исполнения бюджета по доходам. Перечисление и зачисление доходов. Распределение доходов. Уточнение и возврат излишне уплаченных или взысканных платежей. Особенности исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита. 6. Стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Порядок подготовки отчета об исполнении бюджета и его рассмотрение и утверждение. Внешний аудит отчета об исполнении бюджета. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета. Особенности подготовки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов. Состав бюджетной отчетности и отчет об исполнении бюджета. Акт об утверждении отчета об исполнении бюджета.
  • Тема 4.2 Исполнение судебных актов о взыскании из бюджетов.
    1. Законодательство об исполнительном производстве и иммунитет бюджетов. Особенности процессуального статуса публично-правовых образований и публичных учреждений в арбитражном и гражданском процессе. Понятие и особенности взыскания за счет государственной или муниципальной казны. Казна и фиск в отношениях, связанных со взысканием из бюджета. 2. Порядок исполнения судебных актов о возмещении вреда от незаконных действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц. Виды и особенности исчисления компенсации вреда. Порядок исполнения судебных решений по денежным обязательствам государственных и муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений. Исполнение судебных решений по обязательствам из внутреннего долга. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или на исполнение судебного акта в разумный срок и практика ЕСПЧ.
  • Тема 4.3 Основы бюджетного контроля
    1. Административный контроль и финансовый контроль. Контроль за публичными ресурсами. Соотношение финансового контроля с бюджетным, налоговым, валютным и таможенным контролем. Понятие и предмет бюджетного контроля. Уровни контроля. Объекты контроля. Система и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, осуществляющих бюджетный контроль. Принципы контроля Лимской декларации. Принцип «четырех глаз». 2. Виды, формы и методы контроля. Предварительный и последующий контроль органов представительной власти и органов исполнительной власти. Профессиональный и непрофессиональный (общественный) контроль. Внешний и внутренний контроль. Фактический контроль. Контроль уполномоченного по бюджету. Государственных аудит. Внутренний контроль и внутренний аудит, внутриведомственный контроль и контроль внутри организации (самоконтроль). Соотношение бюджетного контроля и аудита эффективности. Стратегический аудит, финансовый аудит. 3. Оформление результатов контрольных мероприятий. Предупреждение, представление, предписание, заключение и уведомление контрольных органов. Мониторинг состояния контроля и мониторинг качества финансового менеджмента. Методы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности: ревизия, проверка, анализ, обследование, мониторинг. Санкционирование операций. Стандарты государственного и муниципального аудита. 4. Полномочия отдельных федеральных и региональных органов по бюджетному контролю: Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, Федерального казначейства, главных распорядителей, распорядителей и администраторов бюджетных средств (внутриведомственный контроль), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  • Раздел 5. Ответственность за нарушения в бюджетной сфере Тема 5.1. Ответственность за нарушения бюджетного законодательству
    1. Соотношение понятий юридической ответственности, ответственности за нарушения бюджетного законодательства и бюджетной ответственности. Бюджетные меры принуждения и основания для их применения. Соотношение бюджетных нарушений, административных правонарушений, налоговых правонарушений и преступлений. Ответственность за нарушения в бюджетной сфере по бюджетному, административному, уголовному и гражданскому законодательству. Особенности состава правонарушения в сфере бюджетной деятельности. Финансовая безопасность. 2. Виды бюджетных нарушений и нарушений бюджетного законодательства. Нарушения порядка санкционирования расходов. Нарушения отчетности. Нарушения зачисления и перечисления доходов бюджетов. Нарушения, связанные с использованием средств бюджета, переданных на возвратной основе. Нарушения порядка предоставления и использования бюджетных инвестиций. Нарушения принципа единства кассы. Нарушения принятия обязательств за счет бюджета (государственных закупок). 3. Нецелевое использование бюджетных средств: понятие и содержание. Определение целевого назначения выделенных из бюджета средств. Административная, уголовная и бюджетная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Судебная практика привлечения к ответственности. Длящееся нецелевое использование бюджетных средств. 4. Бюджетные меры принуждения и иные санкции, применяемые за нарушения бюджетного законодательства. Органы, уполномоченные к применению санкций. Карательные меры: административная (штрафная) ответственность и уголовная ответственность. Предупредительные и правовосстановительные меры. Приостановление операций по лицевым счетам. Блокировка расходов. Приостановление операций и бесспорное списание средств с банковских счетов нарушителей бюджетного законодательства. Временное финансовое управление и уполномоченный по бюджету. Сокращение финансовой помощи. Порядок применения бюджетных мер принуждения и порядок применения административной ответственности.
  • Раздел 6. Бюджетная деятельность государственных и муниципальных учреждений. Тема 6.1 Статус и полномочия государственных и муниципальных учреждений
    1. Юридические лица публичного права. Понятие и финансово-правовой статус казенных, бюджетных и автономных учреждений по законодательству Российской Федерации. Их полномочия в бюджетном процессе, как участников хозяйственного оборота и как институциональной единицы государственного управления. 2. Создание и ликвидация казенных, бюджетных и автономных учреждений федерального, регионального и местного уровня. Реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при создании учреждений. Наделение имуществом, особенности государственной регистрации, банковские и лицевые счета государственных и муниципальных учреждений. 3. Деятельность государственных и муниципальных учреждений. Бюджетные обязательства и денежные обязательства учреждений. Ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования. Обязательства автономных учреждений. План финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная смета. Субсидиарная ответственность по обязательствам государственных и муниципальных учреждений. Виды расходов казенных учреждений. Средства учреждений от оказания платных услуг и от использования государственного и муниципального имущества. Средства, переданные во временное распоряжение. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета и отчетности в государственных и муниципальных учреждениях. 4. Особенности отдельных категорий бюджетных учреждений. Органы публичной власти, учреждения здравоохранения, культуры, науки, искусства, воинские формирования, образовательные учреждения.
  • Тема 6.2. Закупки для государственных и муниципальных нужд
    1. Контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. Понятие, принципы регулирования и функционирования. Участники закупок: государственные и муниципальные заказчики, заказчики, подрядчики, специализированные организации, регулирующие и контролирующие органы. Государственный и муниципальный контракт. Соотношение контрактной системы и реестра расходных обязательств бюджетов бюджетной системы. Проблема синхронизации закупок и бюджетного процесса. 2. Планирование закупок товаров, работ и услуг. Планы и планы-графики закупок. Определение начальной (максимальной) цены контракта. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Конкурентные способы: открытые, ограниченные и закрытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений. Закупки у единственного поставщика. Особенности закупок у отдельных категорий поставщиков. Особенности отдельных видов закупок: энергосервисные контракты, гособоронзаказ и т.д. Заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов, иных договоров. Обеспечение исполнения контракта. 3. Мониторинг, контроль и аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг. Реестры контрактов. Реестры недобросовестных поставщиков. Отдельные аспекты антимонопольного регулирования при закупках для государственных и муниципальных нужд.
  • Раздел 7. Публичный кредит Тема 7.1. Государственный и муниципальный кредит
    1. История возникновения публичного кредита. Отличие публичного кредита от частного. Понятие публичного кредита. Преимущества и недостатки публично кредита как источника покрытия публичных нужд. Основания для применения публичного кредита. Принципы публичного кредита: законности; эффективности; надежности; результативности; публичности; обоснованности.. Возвратность, срочность, платность, добровольность и иные характеристики кредита. 2. Особенности эволюции публичного кредита в России. Отвержденный и неотвержденный кредит, государственные ассигнации, фонд погашения. Современные экономические виды публичного кредита: связанный, экспортный, товарный, целевой, обеспеченный. 3. Бюджетный кредит, его виды. Обеспечение бюджетного кредита. Объект, субъект, целевая направленность кредита. Сроки кредита. 4. Отличие государственного и муниципального кредита. Внутренние и внешние заимствования. Валюта кредита. Деятельность международных финансовых организации в области публичного кредитования . Лондонский клуб, Парижский клуб.
  • Тема 7.2 Государственный и муниципальный долг
    1. Понятие государственного и муниципального долга. Внутренний и внешний долг, валюта и субъекты внутреннего и внешнего долга. Виды долговых обязательств. Государственные и муниципальные гарантии. Государственные и муниципальные ценные бумаги, их эмиссия и обслуживание. 2. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга. Предельный объем обслуживания госдолга субъекта. Методы управления государственным и муниципальным долгом: реструктуризация, новация, предоставление отступного, конверсия, списание и прекращение долговых обязательств, иные. 3. Обязательства государства по восстановлению и защите сбережений граждан Российской Федерации. Долговые товарные обязательства. Долговые обязательства бывшего СССР и практика ЕСПЧ.
  • Тема 7.3 Государственные запасы и излишки
    1. Причины появления излишков и избытков материальных и финансовых ресурсов. Появление фондов накопления, их предназначение. Материальные и финансовые публичные фонды накопления. Бюджетные и внебюджетные финансовые фонды накопления. Эволюция экономических воззрений на публичные фонды накопления и их отражение в законодательстве. Понятие и использование профицита бюджета. 2. Золотой запас. Правовой режим Госфонда России, золотовалютных резервов, государственного материального резерва. Суверенные фонды благосостояния: понятие, цели создания, классификация (модели), источники формирования и направления расходования. Принципы Сантьяго. Правовой режим суверенных фондов Российской Федерации.
  • Раздел 8 Управление публичными финансами. Тема 8.1 Управление государственными и муниципальными финансами.
    1. Понятие и принципы управления государственными и муниципальными финансами. Цели и задачи управления государственными и муниципальными финансами. Виды управленческих полномочий и их содержание. Управление государственными и муниципальными финансами. Общие и ведомственные финансы. Публичные функции и публичные услуги. Понятие эффективности управления публичными финансами. 2. Компетенция представительных органов и исполнительных органов власти в сфере управления публичными финансами. Правительство, финансовый орган, Федеральное казначейство, министерства, службы и агентства как органы управления публичными финансами. Пределы должностных полномочий и процедуры согласования. Совещательные, коллегиальные и межведомственные органы для управления публичными финансами. Эксперимент в сфере публичных финансов. Политическая ответственность должностных лиц. Мониторинг качества финансового менеджмента 3. Цели и результаты бюджетной деятельности. Индекс качества финансового менеджмента. Индекс открытости бюджета (Open Budget Index), электронное правительство и публичные финансы, Международные системы кредитных рейтингов (Standard & Poor's, Fitch Ratings, Moody's). Статистика государственных финансов и международные стандарты финансовой отчетности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий Контрольная работа 3
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговая контрольная работа (экзамен)
    Экзамен по курсу "Бюджетное право" проводится в письменной форме (тесты) с использование асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе LMS HSE (https://lms.hse.ru), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf Для участия в экзамене студент обязан заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено общаться по телефону, в социальных сетях, с людьми в комнате. Во время экзамена студентам разрешено использовать собственные конспекты и печатные источники, учебники, справочные информационные правовые системы, иные рекомендованные программой учебного курса источники. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 10 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи 10 минут и более. При долговременном нарушении связи не по вине студента, подтвержденном технической службами НИУ ВШЭ, возможно повторное прохождение теста (пересдача экзамена). Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговая контрольная работа (экзамен) + 0.1 * Контрольная работа 1 + 0.1 * Контрольная работа 2 + 0.1 * Контрольная работа 3 + 0.3 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюджетное право : практикум с хрестоматийным материалом: учеб. пособие, Комягин, Д. Л., Козырина, А. Н., 2018
  • Бюджетное право, Комягин, Д. Л., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие / Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. - М.:Контракт, ИЗиСП, 2016. - 320 с.: 60x90 1/16 ISBN 978-5-98209-180-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/791905
  • Схемы по бюджетному праву : учеб. пособие, Комягин, Д. Л., Козырина, А. Н., 2018
  • Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах, Козырин, А. Н., 2009