• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Юридическое мышление и логика

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Винник Дмитрий Владимирович

Винник Дмитрий Владимирович

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Юридическое мышление и логика» посвящена освоению такой фундаментальной и классической для юридического образования дисциплины как формальная логика. Студенты, изучившие дисциплину, получают представление о значении формального мышления для юридической науки, судопроизводства, юридической практики и нормотворческой деятельности. Дисциплина направлена на тренировку существенно важных для юридической деятельности формально-логических аспектов мышления: понятийного мышления, правильности умозаключений и способности к суждению. Особое внимание уделено теоретическим и практическим вопросам логической аргументации и роли логики в полемике. Дисциплина предусматривает 6 домашних заданий. Блокирующие элементы контроля отсутствуют. Для успешного освоения дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: владеть культурой мышления: обобщать, анализировать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения; логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; точно и ясно формулировать и излагать свои мысли, убедительно их аргументировать; навыками уточнения содержания юридических терминов и логически грамотно оперировать ими при построении классификаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основами логического мышления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные формы мысли, категории, принципы и основные законы формальной логики; наиболее типичные логические ошибки устной и письменной коммуникации;
  • Знает приемы лояльной и нелояльной аргументации; логические требования к нормотворческой деятельности; роль логики в юридическом мышлении.
  • Умеет использовать логические средства мыслительной деятельности, необходимые для решения типовых задач юридической практики;
  • Умеет ориентироваться в возможных логических ошибках преднамеренного (софистического) и непреднамеренного (паралогического) характера;
  • Умеет участвовать в спорах и полемике с использованием корректного логического инструментария; выражать свои мысли в форме суждений и обосновывать их в форме умозаключений;
  • Владеет искусством корректного логического вывода; законами логики;
  • Владеет представлениями об условиях логической корректности мышления; наиболее распространенных ошибок в мыслительной деятельности, основных формально-логических принципов и законов последовательного, непротиворечивого, определенного (точного) и обоснованного мышления;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и значение науки логики. История становления логики как академической дисциплины.
    Логика и мышление. Мышление как процесс решения задачи. Роль понятий и суждений в мышлении. Умозаключение. Рассуждение как поиск ответа на нетривиальный вопрос посредством умозаключения. Логическая форма понятий, суждений и умозаключений, их конкретное содержание. Основные логические законы и принципы мышления. Закон противоречия. Принцип непротиворечивости. Понятие последовательного мышления. Закон исключенного третьего и одноименный принцип мышления. Понятие определенности мышления. Обоснованность мышления: принцип достаточного основания. Значение логики как учебной дисциплины для формирования юридического мышления. Мышление, язык и действительность. Язык как средство познания. Понятие знака. Основные разновидности знаков. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты языка. Речевые акты и их основные разновидности. Значение и смысл языковых выражений. Принципы однозначности, предметности и взаимозаменимости. Логические типы (категории) языковых выражений. Создание логики как важнейший этап становления как гуманитарной культуры и управления. Зависимость появления логики как науки от социально-политического контекста. Особенности государственного управления Афин: Народное собрание и Народный суд их влияние на состязательность выступлений граждан. Софистика и ее роль в становлении логики. Наиболее известные софизмы. Создание Аристотелем логической системы как «оружия против уловок софистов», средства разоблачения их приемов и уловок. Роль средневековой философии в становлении логики. Роль философии Нового Времени в становлении логики. Учение Ф.Бэкона о «призраках» сознания. Роль математического анализа в появлении математической логики.
  • Понятие
    Определение понятия как формы мышления. Основные функции понятий. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объёмами и содержаниями понятия. Содержание понятия как смысл имени. Виды понятий. Понятия с нулевым (пустым) объемом, единичные и общие понятия. Понятия собирательные и несобирательные. Конкретные и абстрактные понятия. Понятия положительные и отрицательные, относительные и безотносительные. Логические отношения между понятиями. Понятия совместимые и несовместимые. Виды совместимости понятий: равнозначность, подчинение и перекрещивание. Виды несовместимости: противоречие, противоположность, соподчинение. Операции обобщения и ограничения понятий. Деление понятий. Деление по видоизменению признака и дихотомическое деление. Мериологическое деление. Условия правильности деления. Логические ошибки при делении. Классификация и ее роль в познании. Дефиниция. Назначение и структура дефиниции. Виды дефиниций: предметные и семантические, явные и неявные, отчетные и предписывающие.
  • Суждение
    Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Роль суждений в мышлении (познании). Истинные и ложные, достоверные, правдоподобные и неправдоподобные суждения. Простые и сложные суждения. Общая структура (субъект, предикат и связка) и виды простых суждений. Суждения единичные и множественные (категорические). Деление суждений по количеству и качеству. Общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения, запись их логической формы. Отношения терминов в суждении и их распределенность. Отношения между категорическими суждениями по «логическому квадрату»: контрарность, контрадикторность, субконтрарность и логическое подчинение. Формулировки законов противоречия и исключенного третьего применительно к категорическим суждениям. Логическая форма и виды сложных суждений. Конъюнктивная, дизъюнктивная и импликативная связь между суждениями. Понятие необходимого и достаточного условия чего-либо. Алгоритм «перевода» сложных суждений на логический язык выводов из сложных суждений (представление их как формул этого языка). Логические отношения между сложными суждениями. Ассерторические и модальные суждения. Алетические, деонтические и эпистемические модальности. Логические отношения между модальными суждениями. Формулировки законов противоречия и исключенного третьего применительно к суждениям с деонтической модальностью. Виды высказываний по Р.Карнапу: дескриптивные, экспрессивные и императивные. Основные способы логико-лингвистических манипуляций с указанными суждениями в этических, идеологических и религиозных концепциях. Модальность суждения. Понятие о модальном операторе. Физические (онтологические, или каузальные) модальности: онтологически необходимо, возможно, случайно. Эпистемические (теоретико-познавательные) модальности: доказуемо, неразрешимо, опровержимо. Аксиологические (оценочные) модальности: хорошо, плохо, безразлично. Деонтологические модальности: обязательно, разрешено, запрещено. Понятие нормы. Норма как разрешение, запрещение, либо требование воздержания от какого-нибудь действия. Нормативная истина и нормативная ложь.
  • Умозаключение (вывод)
    Сущность и общая структура умозаключений. Правильные и неправильные умозаключения. Дедуктивные и индуктивные выводы. Прямые дедуктивные правила выводов из сложных суждений: модус поненс и модус толленс, исключения и введения конъюнкции, исключения и введения дизъюнкции, исключения и введения отрицания, правило транзитивности и контрапозиции. Непрямые дедуктивные правила. Правильные модусы условно-категорических умозаключений. Правильные модусы разделительно-категорических умозаключений. Чисто-условные умозаключения. Лемматические умозаключения. Алгоритм логического анализа выводов из сложных суждений. Непосредственные умозаключения: выводы по «логическому квадрату». Обращение, превращение и противопоставление. Простой категорический силлогизм. Структура простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы простого категорического силлогизма. Алгоритм логического анализа умозаключений по схемам простого категорического силлогизма. Применение силлогистических умозаключений. Сокращенный простой категорический силлогизм (энтимема). Сложный категорический силлогизм (полисиллогизм).
  • Аргументация
    Теория аргументации как раздел логики. Роль теории аргументации в юридической практике, политической и общественной деятельности, в любом виде человеческой деятельности, предполагающем коммуникацию. Аргументативное рассуждение и его основные разновидности. Опровержение (фальсифицирование) гипотезы. Подтверждение (верифицирование) гипотезы. Условия повышения правдоподобия гипотезы. Понятие версии в следственной практике. Критика как поиск возможных ошибок и неточностей в процессе аргументации. Правила доказывания (опровержения) и подтверждения: в отношении тезиса, в отношении аргументов, в отношении их логической связи. Объясняющее рассуждение (объяснение) и его виды. Аргументы: удостоверенные единичные факты; законы науки; ранее доказанные теоремы; определения; аксиомы. Демонстрация (форма доказательства) – связь тезиса с аргументами. Виды доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Правила доказательства. Требования к тезису. Требования к аргументам. Требования к демонстрации. Логические ошибки в доказательстве. Опровержение как логическая операция установления ложности, либо необоснованности тезиса оппонента. Роль доказательства и опровержения в практической деятельности современного управленца. Спор как форма рациональной коммуникации. Условия рационального спора. Корректные и некорректные приемы в споре. Аргументы ad rem и ad hominem. Сущность и структура вопроса. Виды вопросов. Условия правильности вопросов: обоснованность, определенность, разрешимость, неаналитичность. Тривиальные и нетривиальные вопросы. Неправильные (некорректные) вопросы. Ответы и условия их правильности: полнота, информационная определенность, релевантность. Некорректные ответы.
  • Индуктивные выводы. Формы развития знания.
    Индуктивные умозаключения. Противопоставление индукции и дедукции. Деление индукции на популярную и научную. Приемы, повышающие достоверность индуктивного вывода: Максимальное число случаев, представленных в посылках; наибольшее разнообразие фактов, представленных в посылках; типичность. Существенность рассматриваемых фактов. Научная индукция как индукция, основанная на установлении причинных связей между изучаемыми явлениями. Методы научной индукции, то есть, методы Бэкона – Милля: единственного сходства; единственного различия: сопутствующих изменений; остатков. Умозаключения по аналогии – вывод о принадлежности предмету, процессу или явлению определенного признака (свойства или отношения) на основании его сходства в признаках с другим предметом, процессом или явлением. Строгая аналогия. Нестрогая аналогия. Ложная аналогия. Роль индукции и аналогии в практической деятельности управленца. Проблема как процесс развития знания. Виды проблем. Неразвитые проблемы, их основные характеристики. Развитые проблемы или собственно проблемы. Основные этапы разрешения проблемы. Гипотеза как предположение о свойствах, причинах, структуре и связях изучаемых объектов. Предположительный характер гипотезы. Виды гипотез. Деление гипотез на общие, частные и единичные. Разновидности научных гипотез: предположения об отдельных фактах; о закономерных связях процессов и явлений; о сущности этих процессов и об их причинах. Рабочие гипотезы, их меньшая обоснованность и большая произвольность. Понятие о гипотезе ad hoc. Гипотетико-дедуктивный метод как выведение (дедукция) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Гипотетико-дедуктивная система как иерархия гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. Судебно-следственная версия как разновидность гипотезы. Специфика доказательства судебно-следственной версии. Теория и ее виды. Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирические и теоретические объекты теории. Подтверждение и опровержение научной теории. Логическая схема проверки научной теории. Понятие эмпирического следствия. Истинность и подтверждаемость. Относительность всякого подтверждения. Два вида подтверждения. Понятие опровержения. Неопределенность опровержения, его конвенциональный характер. Опровержение теории и отказ от нее. Понятие решающего эксперимента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее здание
  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
    Экзамен проводится устно и письменно в Zoom по следующей ссылке: https://us04web.zoom.us/j/8455705656?pwd=K2M0OUtjNXY0SGtTaHlwVzZaM3EvZz09 Идентификатор конференции: 845 570 5656 Пароль: 867343 Студенту выдается устный вопрос и письменное задание, дается время на подготовку. Устный ответ дается в порядке очереди, а письменный выкладывается в чат ZOOM или в MS Teams в виде фотографии рукописной страницы.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее здание + 0.7 * Устный опрос (экзамен)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А. - ЛОГИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 387с. - ISBN: 978-5-534-03847-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/logika-437287
  • Логика для юристов : учебник / Е.А. Кротков. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 210 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5d3965d1262371.99015551. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/974418
  • Основы логики : учебник / В.А. Бочаров, В.И. Маркин. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 334 с. — (Классический университетский учебник). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1039167

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08802-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-438613
  • Ивин А. А. - ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-08984-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prakticheskaya-logika-zadachi-i-uprazhneniya-441612