• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Статья
Влияние цифровизации на конституционные права граждан

Вашурина С. С.

Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2024. № 1. С. 74-83.

Глава в книге
Исаков В. Б. Раненая земля: Дорожные заметки о командировке в ДНР в 2016 году // Правовые вопросы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией: коллективная монография. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2024. С. 290-297.

Исаков В. Б.

В кн.: Правовые вопросы воссоединения новых регионов с Российской Федерацией: коллективная монография.. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2024. С. 290-297.

Обеспечение благоприятной и эффективной рабочей среды

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Программа «Обеспечение благоприятной и эффективной рабочей среды» направлена на формирование у студентов базовых социально-психологических знаний в области анализа трудового процесса в современных социоэкономических условиях. Основными целями курса являются: знакомство студентов с основными социально-психологическими теориями описывающими трудовой процесс и взаимоотношение сотрудников в организации; формирование навыков сбора индивидуально-психологических и социально-психологических данных; формирование навыков анализа психологических данных. В результате освоения курса студенты будут знать основные теории эмоций, методы оценки эмоционального состояния работника, основные типологии личностных черт и методы из диагностики, социально-психологические механизмы происходящие в малой группе, психологические механизмы стресса и методы коррекции негативных функциональных состояний в труде, принципы разработки психологического теста, валидность и надежность психологического теста, принципы формирования репрезентативной выборки, базовые методы статистического анализа данных. В процессе прохождения курса студенты сформируют навыки планирования наблюдения для оценки психического и физического состояния работника, подготовки и проведения интервью для оценки уровня трудовой мотивации, статистического анализа HR-данных. Знания и навыки полученные в ходе освоения курса могут быть применены студентами для нормализации функционального состояния работников организации, коррекции негативных проявлений в трудовом процессе, уменьшению деструктивного влияния производственных конфликтов и нормализации социально-психологического климата в коллективе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными социально-психологическими теориями описывающими трудовой процесс и взаимоотношение сотрудников в организации;
  • формирование навыков сбора индивидуально-психологических и социально-психологических данных;
  • формирование навыков анализа психологических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные теории эмоций, методы оценки эмоций, может самостоятельно оценить эмоциональное состояние человека в процессе наблюдения, беседы
  • Знает основные типологии личностных черт.
  • Знает основные психологические механизмы стресса и методы коррекции негативных состояний человека в труде
  • Может самостоятельно разработать программу наблюдения.
  • Может самостоятельно провести беседу для диагностики состояния работника.
  • Знает возможности и ограничения метода тестирования в оценке персонала, может самостоятельно оценить качество теста на основании психометрических показателей.
  • Может самостоятельно провести статистический анализ HR-данных.
  • Знает базовые методы статистического анализа данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология эмоций. Методы оценки эмоционального состояния.
    Общее представление об эмоциональных процессах. Проявления эмоций. Эмоциональные состояния. Развитие эмоций. Эмпатия.
  • Психология индивидуальных различий
    Аналитический и практический интеллект. Социальный и эмоциональный интеллект. Темперамент. Характер. Типологии личности. Черты личности.
  • Социально-психологические процессы в группе.
    Коммуникация в малой группе. Динамические процессы в малой группе. Взаимодействие: кооперация, конкуренция, конфликт. Просоциальное и антисоциальное поведение. Социальное влияние. Культура и социальное поведение.
  • Психологические механизмы стресса. Методы коррекции негативных состояний человека в труде.
    Понятие функционального состояния человека. Подходы к определению функциональных состояний: физиологический, психологический, комплексный. Взаимосвязь функционального состояния и эффективность профессиональной деятельности. Научно-обоснованные подходы к нормализации стресса. 4 типа проблемный ситуаций: во внешней мире с возможностью изменений, во внешнем мире без возможности изменения, во внутреннем мире с возможностью изменений, во внутреннем мире без возможности изменений. Использование методов профилактики стресса в зависимости от типа ситуации. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса. Аутогенная тренировка. Метод биологической обратной связи. Дыхательные техники. Нервно-мышечная релаксация. (НМР): правила разработки текста инструкции, правила выполнения отдельных упражнений, правила работы клиента в рамках данной техники. Сенсорная репродукция: правила разработки текста инструкции, правила демонстрации инструкции, правила работы клиента в рамках данной техники. Идеомоторная тренировка. Формирование отдельных навыков решения стрессогенных ситуаций. Медикаментозная профилактика стресса. Психологическое выгорание в деятельности. Профилактика выгорания человека в труде.
  • Наблюдение как метод оценки психического статуса работника и уровня развития производственных отношений.
    Наблюдение в системе оценки индивидуально-личностных особенностей психического состояния работника. Особенности организации наблюдения за группой. Проблемы фиксации данных наблюдения. Интепретация данных наблюдения.
  • Оценка состояния человека в процессе беседы.
    Неструктурированная беседа как форма оценки психического состояния работника и диагностики производственных отношений. Формы проведения беседы с работником. Анализ текста ответов работника. Коррекция эмоционального состояния работника посредством беседы. Виды интервью с работником: биографическое, компетентностное. Технологии проведения интервью. Оценки результатов интервью.
  • Тестирование персонала.
    Диагностика отдельных личностных черт соискателей. Прогностическая валидность психологических тестов. Ситуационные тесты (SJT). Тесты достижений.
  • Методы статистического анализа диагностических данных. HR-аналитика.
    Базовые задачи HR-аналитики, ее отличие от экспертного подхода в организационном консультировании. Принципы организации базы данных для HR. Основные статистические модели в HR аналитике
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на семинаре соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания выполненные после указанного в LMS срока не принимаются (0 баллов).
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Задания промежуточного контроля назначаются студентам в LMS после прохождения на семинаре соответствующей темы. Последнее задание назначается студентам в LMS не менее чем за две недели до окончания курса. Задания выполненные после указанного в LMS срока не принимаются (0 баллов).
  • неблокирующий Тест
    Экзамен по данной дисциплине проводится в виде итогового теста (в виде очного теста в LMS) преподаватель оценивает работу студента по следующему принципу: правильный ответ на тестовый вопрос – 1 балл.
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.15 * Контрольная работа 1 + 0.15 * Контрольная работа 2 + 0.4 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : учебник / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 713 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01509-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055287