• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Политология

Беспалько В. Г., Жданов С. П., Лебедева М. Л. и др.

М.: Проспект, 2024.

Статья
Источники и формы права: современный взгляд на основные теоретические положения

Фролова Е. А., Лесив Б. В.

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 17. № 1. С. 4-39.

Глава в книге
Место аналитики в системе государственного управления

Исаков В. Б.

В кн.: Право. Экономика. Социальное партнерство: материалы международной научно-практической конференции, приуроченной к 92-летию учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси. Мн.: Международный университет «МИТСО», 2023. С. 36-42.

Правовые аспекты электронной коммерции

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Правовые аспекты электронной коммерции" представляет собой обязательный курс магистерской программы "Право информационных технологий и интеллектуальной собственности". Курс включает в себя вопросы договорного права в сети Интернет, юрисдикции в Интернете, правового регулирования оборота цифрового контента и т.п. Содержание дисциплины составлено с учетом того, что ее тематика тесно связана с дисциплинами «Гражданское право», «Информационное право», «Авторские и смежные права в цифровую эпоху», «Средства индивидуализации и патентные права». В то же время дисциплина дополняет материал названных курсов, позволяя более подробно изучить проблематику договорных, процессуальных, коллизионных и публично-правовых отношений в сфере электронной коммерции. Кроме того, дисциплина дает материал, имеющий отношение к курсу сравнительного правоведения в сфере частного права. Использование зарубежных источников позволит студентам развить знания английской юридической терминологии и профессиональной лексики, необходимые для работы с зарубежными источниками и литературой в процессе дальнейшего изучения. Для успешного освоения данной учебной дисциплины, студенты должны освоить курс «Информационное право», «Авторские и смежные права в цифровую эпоху» в объеме, прочитанном к третьему модулю текущего учебного года, а также владеть английским языком на уровне не ниже intermediate, предполагающем способность читать научную литературу со словарем. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Приобретение активов в сфере информационных технологий: юридическая проверка, оценка рисков и структурирование сделок; Антимонопольное регулирование в новой экономике; Международное право интеллектуальной собственности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов со спецификой осуществления электронной коммерции во внешнеэкономической сфере;
  • формирование понятийного аппарата;
  • выявления специфики международных договорных обязательств в сфере электронной коммерции;
  • обозначения коллизионно-правовых и материально-правовых механизмов регулирования отношений, складывающихся в процессе заключения и исполнения договоров в условиях электронного обмена данными;
  • изучение и анализ международных правовых актов, регулирующих договорные отношения в сфере электронной коммерции;
  • выявление перспектив по совершенствованию правого регулирования электронной коммерции, как на национальном, так и на международном уровне;
  • формирование навыков применения норм национального законодательства, международных договоров, актов негосударственного регулирования в практической деятельности по урегулированию споров в сфере осуществления электронной коммерции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий, применяемых в сфере электронной коммерции и корректно использует соответствующую юридическую терминологию
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема № 1. Понятие и виды электронной коммерции. Архитектурные особенности сети «Интернет», влияющие на регулирование электронной коммерции. Тенденции развития e-commerce.
    1. История возникновения сети «Интернет». Технология World Wide Web и возможности, предоставляемые ею для развития электронной коммерции. Особенности развития Интернета в России. 2. Сложности определения понятия сети «Интернет». Существующие концепции понимания сети Интернет (информационно-телекоммуникационная сеть, объект права, особое виртуальное пространство, средство массовой информации). Дискуссия о возможности отнесения Интернета к территориям с международным режимом. Примеры дефиниций сети «Интернет», содержащихся в зарубежных нормативных актах. 3. Архитектурные особенности сети Интернет. Трансграничный характер; сложность идентификации субъектов отношений, возникающих в сети «Интернет»; принцип пакетной передачи данных в сети Интернет; особая роль Интернет-провайдеров в отношениях в сети «Интернет»; централизованный характер системы распределения IP-адресов и доменных имен в сети «Интернет». Влияние указанных особенностей на правовое регулирование отношений в сети «Интернет». 4. Понятие и основные признаки электронной коммерции. Соотношение терминов «электронная коммерция», «электронная торговля», «электронный документооборот» и «электронный бизнес». Виды электронной коммерции (B2B, B2C, C2C, B2G). Преимущества и недостатки электронной коммерции. 5. Тенденции развития национального законодательства в сфере регулирования электронной коммерции.
  • Содержание понятия «юрисдикция» в различных правопорядках и его соотношение со смежными категориями.
    Особенности содержания понятия «юрисдикция» в англо-американском праве. Понятие «юрисдикция» в континентальном и российском праве. Территориальная и экстерриториальная юрисдикция. Общая и специальная юрисдикция. Понятие применимого права и его соотношение с понятием «юрисдикция». Признание и принудительное исполнение иностранного судебного решения. Теории определения юрисдикции в сети Интернет. Проблемы применения сложившихся принципов понятия юрисдикции, основанного на привязке к определенной территории, к трансграничной сети Интернет на примере дела LICRA v. Yahoo!, Inc. and Yahoo! France, 2000
  • Юрисдикция в сети Интернет: подход США.
    Основные источники, регламентирующие вопросы установления юрисдикции в США. Due Process clause. Решение Верховного Суда США по делу International Shoe и доктрина минимальных контактов. Адаптация доктрины минимальных контактов к сети Интернет: Zippo “sliding scale” test. Дальнейшее развитие критериев установления юрисдикции судов США в отношении иностранных лиц, осуществивших деятельность в сети «Интернет». Особенности установления юрисдикции по диффамационным требованиям и требованиям, связанным с защитой исключительных прав. Особенности коллизионного права США. Критерии выбора применимого права в соответствии с Restatement on Conflict of Laws (Second). Наличие связи объективной связи между выбранным сторонами правом и регулируемым им отношением. Forum non conveniens. Особенности установления применимого права в спорах в сфере интеллектуальной собственности, диффамации. Условия признания и принудительного исполнения иностранного судебного решения на территории США. Первая поправка к Конституции США как критерий признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений о размещении контента в сети «Интернет».
  • Юрисдикция в сети Интернет: подход Европейского Союза.
    Особенности правовой системы Европейского Союза: ius commune и национальное законодательство. Регламент Брюссель I как основной источник регулирования юрисдикции в Европейском Союзе. Основные критерии установления юрисдикции по договорным спорам. Принцип «направленности деятельности» и его применение к Интернет-сайтам. Критерии целенаправленной деятельности, установленные Европейским Судом (дело Hotel Alpenhof). Регламент Рим I как основной источник регулирования вопросов выбора применимого права к трансграничным договорным отношениям. Особенности определения применимого права к отношениям с участием «активных» и «пассивных» потребителей. Проблемы применения критерия места исполнения договора для установления юрисдикции в отношении договоров о распространении цифрового контента. Правовая характеристика Гаагской конвенции в отношении соглашений о выборе суда 2005 г. (Hague Convention on Choice of Court Agreements) Способы минимизации рисков рассмотрения спора в нежелательных юрисдикциях стран Европейского Союза.
  • Юрисдикция в сети Интернет: российский подход.
    ГПК и АПК как основные источники регулирования юрисдикции российских судов в отношении Интернет-споров. Особенности подхода АПК к установлению юрисдикции в отношении споров, возникающих в сети Интернет. Особенности юрисдикции в отношении контента сети Интернет, имеющего экстремистский характер. Тенденции определения международной юрисдикции при рассмотрении споров, вытекающих из правоотношений в сети Интернет в РФ в АПК РФ и ГПК РФ. Специфика определения применимого права по отношению к спорам, вытекающим из отношений в сети Интернет. Перспективы признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений по Интернет-спорам.
  • Понятие электронной коммерции. Источники регулирования.
    Понятие и основные признаки электронной коммерции. Соотношение терминов «электронная коммерция», «электронная торговля», «электронный документооборот» и «электронный бизнес». Виды электронной коммерции (B2B, B2C, C2C, B2G). Преимущества и недостатки электронной коммерции. Источники регулирования электронной коммерции. Основная характеристика положений Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г., Типового закона ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г., Директивы ЕС «Об электронной коммерции». Тенденции развития национального законодательства в сфере регулирования электронной коммерции.
  • Особенности заключения договоров в сети Интернет. Электронная подпись. Процессуальные аспекты использования доказательств, полученных в сети Интернет.
    Основные способы заключения договоров в сети Интернет: обмен электронными сообщениями, акцепт оферты конклюдентными действиями пользователя. Click-wrap и browse-wrap соглашения в российской и зарубежной практике. Понятие электронной подписи. Основные виды электронной подписи (простая и усиленная подписи). Общая характеристика механизма использования электронной подписи в сети Интернет: функции электронной подписи; сертификат ключа подписи, роль удостоверяющего центра. Общая характеристика Директивы № 1999/93/EС «О порядке использования электронных подписей» Общая характеристика американского подхода к регулированию электронных подписей. Закон США «Об электронных подписях в международных и внутригосударственных торговых отношениях» 2000 г. Регулирование электронной подписи в РФ. ФЗ «Об электронной цифровой подписи» 2002 г., ФЗ «Об электронной подписи» 2011 г. Условия равнозначности различных видов электронных подписей собственноручным подписям. Порядок признания электронных подписей, выданных иностранными удостоверяющими центрами, на территории РФ. Проблемы допустимости доказательств, полученных в сети Интернет (электронная переписка, материалы веб-сайтов). Обеспечение доказательств. анализ существующей судебной практики по данному вопросу.
  • Международно-правовое регулирование электронной коммерции.
    Основная характеристика Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г в сравнении с положениями Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле». Сфера применения Конвенции Организации Объединенных Наций об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г. Исключения применения конвенции. Двухуровневая диспозитивность Конвенции 2005 г. Автономия воли сторон. Признание юридической силы электронных сообщений. Требования, предъявляемые к форме документа и электронной подписи. Функционально-эквивалентный подход к электронным сообщениям. Время и место отправления и получения электронных сообщений. Использование автоматизированных систем сообщений для заключения договора. Применение положений Конвенции к международным договорам, предусматривающим обязательность соблюдения письменной формы.
  • Защита прав потребителей в сети Интернет.
    Существующие механизмы защиты прав потребителей и их применение в сети Интернет. Правила дистанционной продажи товаров и их применение к Интернет-магазинам. Средства защиты интересов потребителей на этапе заключения договора (информационные обязанности предпринимателей). Средства защиты интересов потребителей от недобросовестных условий договоров в сфере электронной коммерции. Cooling-off period и условия реализации прав потребителя на отказ от договора, заключенного посредством сети Интернет. Проблемы применения законодательства РФ о защите прав потребителей к отношениям по распространению цифрового контента. Анализ новелл европейского законодательства в сфере защиты потребителей, имплементированных в новой Директиве 2012/83/ЕU «О правах потребителей».
  • Электронные расчёты в сфере электронной коммерции.
    Предпосылки появления электронных денег. Понятие и классификация систем электронных денег. Правовая природа электронных денег. Электронные деньги и законное средство платежа. Методы осуществления платежей в сети «Интернет». Нормативное регулирование в сфере электронных денег. ФЗ «О национальной платежной системе». Порядок оказания платежных услуг. Субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности. Требования к организации и функционированию платежных систем. Подход права Европейского Союза к регламентации электронных расчетов на основании Директивы Европейского Союза № 2000/46/EC «О деятельности в сфере электронных денег». Особенности регулирования электронных денег в США.
  • Реклама в сети Интернет.
    Условия признания информации, размещенной на Интернет-сайте в качестве рекламы. Последствия признания ее рекламой по российскому законодательству. Интернет-реклама как особый вид электронной коммерции. Баннерные сети. Анализ существующих бизнес-моделей по распространению рекламы в сети Интернет, их правовая квалификация и ответственность участников за соблюдение требований законодательства о рекламе. Спам как особый вид рекламной деятельности в сети Интернет. Регулирование спама в России и за рубежом
  • Инновационные способы использования сети Интернет в коммерческих целях.
    «Облачные» сервисы: понятие, виды, правовая природа. Соотношение с понятием «хостинг», «лицензирование программного обеспечения». Свободные лицензии и сеть Интернет. Использование свободного программного обеспечения в коммерческих целях: существующие подходы и риски. Правовой статус свободных лицензий по российскому законодательству. Концепция «Больших Данных» (Big Data). Ее влияние на IT-индустрию и новые вызовы, стоящие перед правом в связи с использованием Big Data.
  • Общие положения договорного права
    Понятие договора, его отграничение от иных видов соглашений, встречающихся в бизнес-практике. Особенности договорной техники в сфере информационных технологий (рамочное соглашение, рабочее/техническое задание, запросы на изменение условий). Особенности процедуры заключения договоров в сфере информационных технологий. Заключение договоров по результатам торгов и иных конкурентных процедур. Преддоговорная ответственность за недобросовестное ведение переговоров. Принцип свободы договора и его пределы. Разграничение императивных и диспозитивных норм. Смешанные и непоименованные договоры Методы толкования договора (буквальное толкование и подразумеваемая воля сторон, интерпретация опечаток, толкование договора contra proferentem и др.).
  • Экономический анализ договорного права
    Экономические функции договорного права (Удержание индивидов от оппортунистического поведения. Восполнение недостающих условий договора. Предотвращение в ходе договорного процесса тех ошибок, которых можно избежать Распределение рисков. Сокращение издержек разрешения споров). Условия правовой защиты договора с точки зрения экономического анализа договорного права. Транзакционные издержки и их влияние на условия договора. Роль и значение стандартных условий договора. Роль информации при заключении договора Экономический анализ мер ответственности за нарушение договора. Понятие рационального нарушения договора (“efficient breach”).
  • Меры защиты от недобросовестных условий договора
    Информационное и экономическое неравенство как предпосылка возникновения недобросовестных условий договоров в сфере информационных технологий. Договор присоединения и публичный договор как специальные договорные конструкции защиты слабой стороны договора: соотношение и особенности правового регулирования. Сфера применения в области информационных технологий. Недействительность сделок, заключенных под влиянием обмана и заблуждения; кабальные договоры. Нормы о злоупотребление правом Защита потребителей от недобросовестных условий договора в сфере информационных технологий.
  • Лицензионные договоры на компьютерные программы
    Особенности компьютерной программы как результата интеллектуальной деятельности. Формы коммерциализации стандартизированных компьютерных программ. Прямые лицензионные соглашения. Основные условия лицензионных договоров на предоставление права использования компьютерных программ. Защита прав сторон в случае нарушения лицензионного договора Распространение компьютерных программ посредством дистрибьюторов с применением сублицензионных договоров. Распространение компьютерных программ посредством продажи материальных носителей. Особенности правового регулирования Software-asa-Service («Программное обеспечение как услуга»). Особенности распространение компьютерных программ на условиях свободных лицензий (Open source). Основные лицензии Open source (GPL, BSD, MIT, MPL и др.) Классификация и их сравнительный анализ.
  • Договоры на разработку компьютерных программ и веб-сайтов
    Особенности правовой природы договоров на разработку компьютерной программы и веб-сайта. Достоинства и недостатки сущетвующих в практике моделей регулирования указанных отношений (договор подряда, договор НИОКР, договор возмездного оказания услуг, авторский договор). Договоры на внедрение информационных систем как особая разновидность договоров на разработку (модификацию) компьютерной программы. Ключевые условия договора на разработку компьютерных программ и веб-сайтов (Конкретизация предмета договора, критериев приемки, гарантий качества, ответственности сторон). Регулирование распределения интеллектуальных прав на конечный результат.
  • Дистрибьюторские договоры в сфере информационных технологий
    Значение дистрибьюторских отношений в сфере информационных технологий. Функции дистрибьюторов. Понятие и правовая квалификация дистрибьюторского договора. Виды дистрибьюторских договоров. Соотношение со смежными правовыми категориями (агентский договор, договор поставки, договор коммерческой концессии). Основные условия дистрибьюторских договоров. Антимонопольные ограничения, применимые к дистрибьюторским договорам.
  • Договоры технической поддержки (Technical Maintenance Agreements)
    Понятие и значение договора технической поддержки в сфере информационных технологий. Виды договоров технической поддержки. Особенности конструкции абонентского договора. Основные условия договора технической поддержки. Соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement). Рибейты (rebates) как основной компенсационный механизм на случай нарушения договора технической поддержки. Особенности договоров технической поддержки в отношении программного обеспечения (subscription and support).
  • Договоры на предоставление облачных сервисов (Cloud Services Agreements)
    Понятие облачных вычислений. Основные виды облачных сервисов (Инфраструктура как услуга – IaaS; Платформа как услуга – PaaS; Программное обеспечение как услуга – SaaS). Правовая природа соглашений на предоставление облачных сервисов. Отграничение от смежных конструкций (договор технического аутсорсинга; договор хостинга и пр.) Основные условия соглашений на предоставление облачных сервисов. Юридические аспекты информационной безопасности информации, размещенной в «облаке». Влияние трансграничного характера облачных сервисов на юрисдикцию и применимое право применительно к договорам на предоставление облачных сервисов. Особенности регулирования обработки персональных данных при предоставлении облачных сервисов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос (экзамен)
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.7 * Устный опрос (экзамен) + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Архипов В. В. - ИНТЕРНЕТ-ПРАВО. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 249с. - ISBN: 978-5-534-03343-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/internet-pravo-433358

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глобальное управление Интернетом и безопасность в сфере использования ИКТ: Ключевые вызовы для мирового сообщества: Научно-популярное / Демидов О. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 198 с.: ISBN 978-5-9614-5820-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002128
  • Интернет-маркетинг: Учебник для бакалавров / Акулич М.В. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-394-02474-0
  • Интернет-реклама: Учебное пособие / А.А. Годин, А.М. Годин, В.М. Комаров. - 2-e изд. - Москва : Дашков и К, 2012. - 168 с.: 60x84 1/16. (обложка) ISBN 978-5-394-00465-0, 1000 экз. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/337799
  • Мартынов, В. Г. Электронные деньги. Интернет платежи [Электронный ресурс] / В. Г. Мартынов, А. Ф. Андреев, В. А. Кузнецов и др. - М.: Маркет ДС : ЦИПСиР, 2010. - 176 с. - (Библиотека Центра исследований платежных систем и расчетов). - ISBN 978-5-94416-061-4. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/408087
  • Мейерсон М., Скарборо М. - Основы интернет-маркетинга. Все, что нужно знать, чтобы открыть свой магазин в интернете - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 320с. - ISBN: 978-5-91657-967-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62193
  • Рассолов, И.М. Интернет-право : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / И.М. Рассолов. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2017. — 143 с. — (Высшее профессиональное образование: Юриспруденция). - ISBN 978-5-238-00796-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025583 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1025583
  • Терещенко, Л. К. Ответственность операторов связи за правонарушения в сети Интернет [Электронный ресурс] / Л. К. Терещенко // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: Материалы для VIII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся / М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ : ИНФРА - М, 2013. - С. 265 - 274. - Режим доступа: http://znanium.com/