• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3, 452

E-mail: theoryoflaw@hse.ru

Тел.: 8 495 772 95 90 доб.22051

https://vk.com/hselegaltheory 

Руководство
Руководитель департамента Нагих Сергей Иванович
Заместитель руководителя департамента Быстров Андрей Сергеевич
Менеджер Сабинин Дмитрий Денисович

вн. тел. 22051

Менеджер Чернушина Вера Олеговна

вн. тел. 23159

Книга
Исламская концепция государства и конституции

Сюкияйнен Л. Р.

Болгар: Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования "Болгарская исламская академия", 2024.

Глава в книге
Исторически сложившееся государственное единство России и его конституционно-правовые гарантии

Левакин И. В.

В кн.: Актуальные проблемы современного федерализма: историческая ретроспектива, тенденции и прогнозы развития. Монография. Проспект, 2024.

Корпоративные стратегии социального диалога

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Корпоративные стратегии социального диалога» посвящена углубленному изучению актуальных вопросов теории и практики социального партнерства в России и зарубежных странах, а также международно-правовому регулированию социального диалога. Студенты узнают об особенностях российской модели социального диалога, ее истории и тенденциях развития, а также о наиболее развитых зарубежных системах социального партнерства и проблемах имплементации иностранного опыта в российскую правовую систему, тенденциях развития современного профсоюзного движения, методах оказания давления работодателей на представителей работников, формах социального партнерства, практике ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений, способах участия работников в управлении компанией, социально-партнерских способах разрешения трудовых споров и о многом другом. По результатам освоения дисциплины студенты смогут оценивать различные теоретические подходы к правовому регулированию социального диалога; использовать полученные знания для составления проектов коллективных договоров и соглашений, участия в коллективных переговорах, управлении компанией, составления локальных нормативных актов организации, решения трудовых и корпоративных споров; решать иные задачи с применением современных информационных технологий; анализировать и оценивать правовую ситуацию в сфере социального диалога.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование компетенций, необходимых для практического применения и правового регулирования вопросов, возникающих в связи с участием в отношениях социального партнерства в современной организации и на иных уровнях социального партнерства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные концепции правового регулирования социального диалога; различные модели социального диалога; типы функционирования профессиональных союзов и их особенности;
  • Знает возможности работодателей при взаимодействии с представительными органами работников; формы социального партнерства;
  • Умеет разрабатывать коллективные договоры и соглашения; вести переговоры со стороны работодателя либо со стороны работников на разных этапах социального диалога;
  • Умеет инициировать коллективный трудовой спор; принимать комплексные экономико-юридические управленческие решения с учетом особенностей коллектива работников предприятия;
  • Имеет навыки поиска и анализа научной и практической литературы; анализа и обобщения судебной и иной правоприменительной практики;
  • Имеет навыки разработки текстов договоров и локальных нормативных актов в сфере труда; публичных выступлений по вопросам социального партнерства;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория и история социального партнерства
    Понятие социального партнерства. Многообразие подходов к пониманию данного явления. Социальное партнерство как идеологическая концепция и правовая категория. Социальное партнерство как метод трудового права. Социальное партнерство как один из основных принципов трудового права. Социальное партнерство как способ разрешения и предотвращения трудовых споров. Социальное партнерство как институт трудового права. Социальное партнерство, социальный диалог и трипартизм: соотношение понятий. Причины возникновения социального партнерства в России и зарубежных странах. Споры о времени возникновения Предпосылки возникновения социального партнерства (диалога) в Западной Европе XIX века: борьба профсоюзов за права наемных рабочих, принцип невмешательства государства в трудовые отношения и абсолютизация принципа свободы договора, революции 1848 года и последующая поэтапная легализация профсоюзов и забастовок. Развитие коллективно-договорного регулирования в странах Западной Европы. Зарождение социального диалога в Российской империи (1903 – 1917 гг.). Закон о фабричных старостах 1903 г. Октябрьский манифест 1905 года как правовая основа социального диалога: легализация профсоюзов, забастовок и основных социально-экономических прав работников. Устав о промышленном труде 1913 года как источник правового регулирования отношений социального диалога. Февральская революция 1917 года: рост влияния профсоюзов, проект создания трудовой юстиции. Октябрьская революция 1917 года и отказ от идеологии социального диалога. Взаимодействие профсоюзов и работодателей в СССР в период Новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). Коллективно-договорное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в период НЭПа. Профкомы и постоянно действующие производственные совещания в СССР (50-ые – 80-ые гг. XX века). Принцип демократического централизма. Совет трудового коллектива и его взаимодействие с профкомом. Возрождение идеологии социального партнерства в 90-ые гг. XX века. Новые подходы к взаимодействию работников и работодателя на локальном уровне социального диалога. Трудовой кодекс РФ и новые подходы к регулированию отношений социального диалога.
  • Принципы социального диалога и их практическая реализация
    Понятие принципов социального диалога. Соотношение принципов социального диалога с отраслевыми принципами трудового права: проблема дублирования. Равноправие сторон. Уважение и учет интересов сторон. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Полномочность представителей сторон. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Искажение принципов социального диалога при их фактической реализации. Нарушение принципа добровольности принятия сторонами на себя обязательств при распространении трехсторонних соглашений о минимальной заработной плате в субъекте РФ и ряда иных отраслевых соглашений. Декларативность принципа ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений и ее причины.
  • Модели социального диалога России и зарубежных стран
    Модель социального диалога и система социального диалога: соотношение понятий. Бипартизм и трипартизм. «Трипартизм плюс». Смешанное и чистое представительство работников на локальном уровне социального диалога. Французская модель социального диалога: общая характеристика. Роль профсоюзов и объединений работодателей во Франции. Практика коллективно-договорного регулирования во Франции. Способы разрешения трудовых споров во Франции. Французские трудовые суды. Немецкая модель социального диалога: общая характеристика. История немецкой модели социального диалога. Принцип тарифной автономии в немецкой системе социального партнерства. Производственные советы и профсоюзы: разграничение полномочий. Модель чистого представительства работников на локальном уровне социального диалога. Практика коллективно-договорного регулирования в Германии. Способы разрешения трудовых споров в Германии. Немецкие трудовые суды. Особенности британской модели социального диалога. Практика коллективно-договорного регулирования в Великобритании Германии. Способы разрешения трудовых споров в Великобритании. Правовой статус британских профсоюзов и их роль в системе социального партнерства. Особенности социального диалога на уровне Европейского Союза. Источники регулирования отношений социального диалога в праве ЕС. Европейские производственные советы и их отличие от производственных советов, созданных в соответствии с национальным правом. Основные формы социального диалога в праве ЕС. Влияние права ЕС на национальное законодательство, регулирующее отношений социального диалога. Социальный диалог в США: общая характеристика. Закон Вагнера и его значение. Профсоюзы в США. Способы разрешения трудовых споров в США. Российская модель социального диалога. Сочетание бипартизма и трипартизма. Роль профсоюзов в советскую эпоху и в современной России. Источники правового регулирования отношений социального диалога.
  • Профсоюзы и иные представители работников в системе социального диалога
    Понятие субъектов социального партнерства. Стороны социального партнерства. Представители сторон. Право на объединение. Работники как сторона социального партнерства. Концепция трудового коллектива и его полномочий в управлении трудовыми отношениями. Совет трудового коллектива: есть ли место для такого представительного органа работников в современной российской системе социального диалога. Правовое положение профессиональных союзов и иных представителей работников в отношениях социального партнерства. Представление интересов работников, не являющихся членами профсоюза. Профсоюзная организация как представительный орган работников. Возможности и ограничения. Правовое регулирование множественности профсоюзных организаций, действующих на предприятии. Современные модели функционирования профсоюзов: сервисная, органайзинговая (мобилизационная), патерналистская, зависимая («желтый профсоюз»). Целесообразность и эффективность взаимодействия работодателя и сервисного профсоюза.
  • Работодатели их представители в системе социального диалога
    Работодатели как сторона социального партнерства. Федеральный закон "Об объединениях работодателей" от 27.11.2002 N 156-ФЗ: общая характеристика. Представители работодателей. Объединения работодателей: понятие, правовой статус и виды. Принципы деятельности объединения работодателей. Проблема обеспечения независимости объединений работодателей от государства. Права и обязанности объединений работодателей. Роль объединений работодателей в регулировании социально-трудовых отношений. Ответственность членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей. Наиболее значимые общероссийские объединения работодателей.
  • Роль государства и муниципальных образований в системе социального диалога
    Государство как субъект социального диалога. Муниципальное образование как субъект социального диалога. Применим ли к российской модели социального диалога принцип тарифной автономии? Участие государства и муниципальных образований в коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений. Трехсторонние соглашения в сфере социального партнерства. Участие государства и муниципальных образований в деятельности органов социального партнерства. Роль государства в разрешении и предотвращении трудовых споров. Специфика социального диалога в государственных органах и муниципальных органах, а также организациях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • Органы социального партнерства
    Понятие органов социального партнерства. Виды органов социального партнерства. Полномочия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Нормативные акты, регулирующие деятельность органов социального партнерства. Федеральный закон от 01.05.1999 N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»: общая характеристика. Состав Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Цели, задачи права Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений
    Коллективные переговоры по заключению коллективных договоров и соглашений в сфере социального диалога как основная и наиболее регламентируемая форма социального диалога. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров. Порядок ведения коллективных переговоров по заключению соглашений в сфере социального диалога. Урегулирование разногласий, возникших между сторонами коллективных переговоров. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах. Коллективные договоры: понятие, содержание, структура. Действие коллективного договора. Изменение и дополнение коллективного договора. Понятие соглашения в сфере социального партнерства. Виды соглашений. Двусторонние и трехсторонние соглашения. Содержание и структура соглашений. Действие соглашений. Изменение и дополнение соглашения. Регистрация коллективного договора, социально-партнерского соглашения и контроль за их выполнением.
  • Участие работников и их представителей в управлении организацией
    Основные формы участия работников в управлении организацией. Учет мнения представительного органа работников. Проведение с работодателем консультаций представительными органами работников по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений о ее совершенствовании. Право работников на внесение предложений и на участие в заседаниях органов работодателя при рассмотрении определенных вопросов. Иные формы участия работников в управлении организацией. Участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса. Производственные советы в России: специфика правового статуса и отличия от производственных советов европейских стран.
  • Консультации как форма социального диалога.
    Проблема соотношения консультаций как формы социального диалога с иными формами социального диалога. Отсутствие полноценной регламентации консультаций как самостоятельной формы в российском трудовом законодательстве федерального уровня. Консультации как форма социального диалога на региональном и муниципальном уровнях. Консультации, проводимые на локальном уровне. Международно-правовое регулирование двусторонних и трехсторонних консультаций в рамках социального диалога.
  • Участие представителей сторон социального диалога в разрешении трудовых споров
    Понятие, причины и виды трудовых споров. Социально-партнерские способы разрешения трудовых споров и их особенности. Органы по рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров. Подведомственность трудовых споров. Организация комиссии по трудовым спорам, ее компетенция. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам. Порядок исполнения решений комиссии по индивидуальным трудовым спорам. Понятие и виды коллективных трудовых споров. Органы и порядок рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Примирительные процедуры: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Гарантии в связи с рассмотрением и разрешением коллективного трудового спора. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров. Право на забастовку и его ограничения. Порядок объявления забастовки. Орган, возглавляющий забастовку, Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия. Гарантии и правовое положение работников в связи с прове¬дением забастовки. Запрещение локаута. Ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах, невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры. Ответственность работников за незаконные забастовки. Ведение документации при рассмотрении и разрешении коллективного трудового спора.
  • Международно-правовое регулирование социального диалога
    Современное российское законодательство и международные акты о социальном диалоге. Регулирование социального партнерства в актах Международной организации труда. Понимание термина «социальный диалог» Международной организацией труда. Основные формы социального диалога, признаваемые и регламентированные Международной организацией труда: переговоры, консультации, обмен информацией между представителями сторон социального диалога с участием или без участия государства. Понятие коллективных переговоров в актах МОТ. Процедура коллективных переговоров в актах МОТ. Основные источники МОТ, регулирующие проведение коллективных переговоров. Особенности коллективных переговоров с участием государственных гражданских служащих в актах МОТ. Проблема соответствия российского законодательства о коллективных переговорах международным стандартам труда. Двусторонние и трехсторонние консультации. Трехсторонние консультации по принятию конвенций МОТ. Обмен информацией как форма социального диалога и как необходимая предпосылка переговорного процесса сторон социального диалога.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий устный опрос (экзамен)
    Экзамен проводится в устной форме с использованием асинхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf. Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться водой и очками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи до 1 минуты. Долговременным нарушением
  • неблокирующий активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * активность на семинарах + 0.1 * контрольная работа + 0.6 * устный опрос (экзамен) + 0.1 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Казаков С.О. - Основные формы социального партнерства в России и Германии: сравнительно-правовой анализ. Монография - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-24877-3 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/36880
  • Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. - Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23333-5 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/22473
  • Отв. ред. Орловский Ю. П. - ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 285с. - ISBN: 978-5-534-03590-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudovoe-pravo-v-2-t-tom-1-obschaya-chast-434523
  • Отв. ред. Орловский Ю. П. - ТРУДОВОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 506с. - ISBN: 978-5-534-03592-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudovoe-pravo-v-2-t-tom-2-osobennaya-chast-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-truda-434526

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bronstein, A. (2009). International and Comparative Labour Law : Current Challenges. Geneva: ILO. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=403615
  • Отв. ред. Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. - ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ В 2 Т. ТОМ 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06043-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudovoe-pravo-rossii-v-2-t-tom-1-obschaya-chast-434357
  • Отв. ред. Хохлов Е. Б., Сафонов В. А. - ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИИ В 2 Т. ТОМ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 467с. - ISBN: 978-5-534-06044-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/trudovoe-pravo-rossii-v-2-t-tom-2-osobennaya-chast-434358