• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

     С 29 июня по 4 июля 2012 года в Звенигороде состоялась Вторая летняя школа Лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ и Центра Transparency International-Russia. В Летней школе в качестве слушателя приняла участие Александра Миндрина.
     Программа Летней школы была насыщенной: со студентами (а в этом году они были не только из Москвы, но и других городов России и зарубежья) знаниями делились ведущие специалисты в области антикоррупционных исследований, такие как Е.А. Панфилова и Ю.А. Нисневич. Благодаря преподавателям слушатели смогли узнать об опыте работы Transparency International в других странах – Венгрии, Литве, Монголии, странах СНГ, Европы и Центральной Азии.
     Основной задачей обучения был поиск понятия коррупции и определение ее влияния на многие жизненные процессы. 
       На лекции Е.А. Панфилова рассказала, что такое коррупция, и почему, вопреки распространенному мнению, она никогда не приводит ни к чему хорошему. По мнению Елены Панфиловой, коррупция в России приняла уникально причудливую форму, полностью интегрировалась в государственную систему, стала «коррупцией-мутантом»: «На рубеже веков произошло изменение вектора коррупционных проявлений. Добровольные отступления от системы контроля за правоохранительной и судебной системой в обмен на её „кормление“ привели к повсеместному распространению системной коррупции, т.е. за счёт отсутствия контроля приросли возможности. Коррупция в России к настоящему времени приобрела преимущественно форму коррупционного вымогательства (около 60 % всего объёма коррупции). Для решения проблем коррупции сегодня необходима политическая реформа, без которой невозможно восстановление контроля, которая позволит уменьшить коррупционное давление».
     Важно понять, что коррупция должна рассматриваться как социальное явление. Коррупция – это не только взяточничество, в обыкновенном понимании, это любое злоупотребление должностными полномочиями в личных целях.
     Кроме того, слушатели Школы узнали, что коррупция имеет несколько уровней, более сложные виды, чем просто бытовая коррупция. Например, политическая коррупция в немонитарной форме, связанная с большими политическими реформами, а также административная коррупция, в зону которой попадают не личности, а юридические лица.
     На Летней школе большое внимание было посвящено новому виду коррупции, который набирает обороты в России – коррупции вымогательства, которая заключается не в добровольном желании субъекта совершить правонарушение, а в оказании на него давления, угроз. Замдиректора Центра «ТИ-Р» Иван Ниненко подчеркнул разницу между добровольной коррупцией и коррупцией вымогательства. Среди неблагоприятных последствий коррупции он отметил падение доверия к власти, неэффективность использования ресурсов и уничтожение института солидарности, так как любые проблемы становится возможно решать «альтернативными» способами.
     Наиболее сложному и затрагивающему все общественные процессы виду коррупции была посвящена лекция профессора НИУ-ВШЭ Юлия Нисневича. Он рассказал о том, как связана коррупция и государственное управление. «Коррупция существует при любых политических режимах, хотя большинство государств с самым низким уровнем коррупции являются демократиями», — подчеркнул он. Политическая коррупция возникает в случае, когда необходимо построить политический режим под себя перед началом личного обогащения. При продвижении во власть политические выгоды достигаются коррупционными способами. Конечный итог — нематериальная политическая выгода. При развитии политической коррупции ее становится очень тяжело идентифицировать.
       На Летней школе институт коррупции рассматривался комплексно, со всех сторон на основе внушительной теоретической базы. Так, например, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский рассмотрел проблему неэффективности государственных мер по противодействию коррупции: они носят точечный характер и направлены исключительно на коррупцию как социальное явление, а не на сущность коррупции, её первопричины. В лекции были затронуты исторические аспекты развития коррупции в России, изменение отношения к коррупции как проблеме. Основные причины коррупции Владимир Львович видит в принципах функционирования современного социального порядка. Рыночная система отношений, распространение атеизма, вытеснение религиозных и нравственных норм из сферы частной жизни людей, формирование общества потребления породили в индивидах тип рационального сознания, которое направлено только на удовлетворение собственных потребностей и при этом не ограничено какими-то общими моральными нормами и правилами.
     Кроме предмета изучения очень важно также было познакомиться с методами. Поэтому важной для слушателей была лекция о прикладных исследованиях коррупции. Специфика исследований заключается в особых методах (измерение, анализ практик, эксперименты), масштабе (исследования могут проводиться на разных уровнях — от локального до глобального) и предмете (применительно к коррупции исследованию могут подвергаться либо коррупция сама по себе, либо восприятие коррупции обществом). Пример того – один из самых известных результатов деятельности Центра Transparency International-Russia – исследование «Индекс восприятия коррупции».
     Для понимания влияния коррупции на общественные процессы следует рассматривать не только ситуацию в нашей стране, но и зарубежный опыт. Данная возможность была предоставлена С. Муравьевым и А. Фолдешом. Сергей Муравьёв, руководитель Transparency International (Литва) рассказал об опыте противодействия коррупции в постсоветском пространстве. Уже 15 лет в стране существует независимое антикоррупционное агентство. Он было создано под юрисдикцией Министерства внутренних дел. Независимость этого агентства позволяет ему активно вести расследования против политической коррупции, избегая обвинений в политической ангажированности. Кроме расследований агентство занимается превентивной и просветительской деятельностью. Об опыте работы отделения Transparency International в Венгрии рассказал глава юридической службы Адам Фолдеш. Важным аспектом функционирования организации в Венгрии являются исследования, проводимые молодыми специалистами, показывающие проблемы в различных сферах венгерского общества.
     Кроме лекций следует также отметить разнообразие практических занятий. Специалист Transparency International Светлана Савицкая провела игру, в которой студенты разобрали 5 кейсов на примере разных стран. Слушатели предлагали свои пути решения проблемных ситуаций, которые потом сравнивались с настоящими решениями. Запомнилась также деловая игра «партия „чистые руки“». Аудитория разделилась на группы. Первая группа играла роль учителей, вторая — роль директора школы, третья — роль мэра города. В ходе выборов партия «Благополучие» побеждает у правящей партии «Чистые руки», существующей более десяти лет. Около 60% жителей города поддерживают партию «Благополучие». Во время предвыборной компании СМИ поддерживали правящую партию. После выборов поползли слухи о мошенничестве на выборах. Избирательная комиссия прибыла в город для расследования. В группу людей, ведущих расследование входят: избирательная комиссия, мэр, директор школы и преподаватели школы, которые наблюдали за ходом выборов.
     Самое главное в работе Школы то, что участникам была предложена интересная самостоятельная работа: разделение на тематические группы и подготовка проектов, лучший из которых может найти свое практической воплощение.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.