С 26 ноября по 2 декабря 2013 года в Москве на научных площадках МГЮА им. О.Е. Кутафина и юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова проходили мероприятия совместной XIV Международно-практической конференции и V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения» «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы». 28 ноября в заседании секции конституционного и муниципального права принял участие член научно-учебной группы С.С. Заикин.
Сопредседателями секции выступили заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГЮА им. О.Е. Кутафина профессор В.И. Фадеев и заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.А. Авакьян.Среди участников конференции были известные отечественные ученые-конституционалисты – А.Б. Дидикин, А.А. Джагарян, М.А. Кудрявцев, А.М. Осавелюк, С.С. Сулакшин, С.И. Некрасов, И.В. Лексин и др.
В своем докладе « Перспективы законодательного закрепления института избирательных блоков в России» С.С. Заикин раскрыл сущность соглашений политических партий как способа обеспечения активных и пассивных избирательных прав граждан. Создание избирательного блока дает возможность осуществить свое активное избирательное право большему числу избирателей – в голосовании примут участие не только те граждане, которые традиционно поддерживают политические партии, которые сформировали данный блок, но и те, кого привлекла программа данного избирательного блока, выработанная совместно политическими партиями-участницами. Приведя статистические данные по результатам выборов, состоявшихся в регионах России в единые дни голосования 14 октября 2012 года и 8 сентября 2013 года, он показал практическую потребность мелких и средних партий, в том числе новообразованных, в наличии института соглашений о формировании предвыборных союзов, т.е. избирательных блоков, и правового регулирования данного института.
С.С. Заикин в своем выступлении сформулировал законодательные положения, регулирующие статус избирательного блока на региональном, а также на федеральном уровне. В частности, он предложил понимать под избирательным блоком в избирательном законодательстве союз двух или более политических партий и иных общественных объединений, участвующих в выборах, в целях формирования и выдвижения совместного списка кандидатов на выборах представительных органов местного самоуправления, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, депутатов Государственной Думы. Кроме этого, с его точки зрения, целесообразно установить рамочное правовое регулирование относительно содержания соглашений о создании избирательных блоков: положение об учреждении избирательного блока; права и обязанности участников-политических партий и общественных объединений; порядок формирования руководящих органов избирательного блока, а также органов, уполномоченных на взаимодействие с государственными органами либо избрание (назначение) уполномоченных лиц; порядок обсуждения и утверждения программы избирательного блока; порядок формирования совместного списка кандидатов; распределение размера финансовых взносов при создании избирательного фонда блока.
Аспирант кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Т. Оспанов поинтересовался, рассматривает ли выступающий модель избирательных блоков в России применимой лишь для блокирования оппозиционных сил против доминирующей правящей партии. С.С. Заикин пояснил, что модель избирательного блока не несет в себе обязательных элементов антагонизма, так как желание партий образовать избирательные блоки зависит от конкретной политической ситуации, поэтому доминирующей партии вполне может понадобиться поддержка мелких партий. Но и в этом случае система взаимоотношений между ними также будет строиться по модели избирательного блока.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.