• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2 октября 2013 года в Общественной палате Российской Федерации прошла конференция «Коренные народы и промышленные компании: сотрудничество, перспективы, вызовы». В работе конференции приняли участие представители общественных объединений коренных малочисленных народов, промышленных компаний, органов государственной власти, академического сообщества, международных организаций.  

         Работа конференции была открыта представителями аборигенных сообществ. Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Г.П. Ледков, призвал коренные сообщества отходить от иждивенческого подхода, рассчитывать на свои силы, развивать собственный экономический потенциал. Председатель союза общин, Алексей Лиманзо, в своем выступления выразил убежденность, что взаимоотношения государства и промышленных компаний с аборигенами должно строиться не на основе патернализма, а на основе партнерства. При этом было указано на то обстоятельство, что позитивные практики взаимоотношений с коренными народами, как правило, начинаются с противостояния.

От лица Комитета ООН по ликвидации последствий расовой дискриминации выступил председатель указанного комитета, профессор А.С. Автономов.По мнению Комитета, просто формальное равенство ко всем слоям и группам населения без исключения в конечном итоге приводит к дискриминации. При этом любые компенсационные выплаты должны быть направлены, прежде всего, на сохранение культуры. В том случае, если у аборигенов изымается земля, то наиболее оптимальной формой компенсации также является земля. Просто выплаты не всегда приводят к позитивным результатам. Примером является Аляска, где у коренных народов, несмотря на материальное благополучие, наблюдается высокий уровень алкоголизма и суицидов. Необходимо, чтобы аборигены чувствовали себя нужными, чувствовали себя «хозяевами на своей земле».

 От имени промышленных компаний на конференции выступали представители «Сургутнефтегаза», «Эксон нефтегаз лимитед» и «Сахалин Энерджи». Все компании отличаются высокой степенью учета интересов коренного населения осваиваемых промышленниками территорий. Так, «Сахалин Энерджи»,в своей деятельности опирается, в том числе, на основополагающие международно-правовые акты в области прав коренных народов, в частности, на Декларацию ООН 2007 года о правах коренных народов. Помимо этого в компании существуют свои внутренние документы, регулирующие взаимодействие с коренным населением. С 2006 года принимаются пятилетние планы содействия развитию коренных народов. Если первый план был направлен, прежде всего, на улучшение качества жизни аборигенов, то второй направлен уже, в первую очередь, на достижение самообеспечения местных сообществ. Подразумевается создание специальных фондов, управляемых избранными представителями коренных народов. Таким образом, решение о финансировании того или иного проекта принимается самими народами.

Выступление профессора В.А. Кряжкова было посвящено правовым проблемам взаимоотношений коренных народов с промышленниками. Позитивный опыт этих взаимоотношений уже на протяжении последних пятнадцати лет представлен только указанными выше компаниями. Другие к этому процессу не подключаются. Между тем, международно-правовые нормы, нацеливают государства и промышленников на сотрудничество с коренными народами. Это и Декларация ООН 2007 года о правах коренных народов и, прежде всего, Конвенция МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Именно в Конвенции были впервые закреплены базовые принципы об обязательности консультаций с коренными народами; о праве народов самим определять свои приоритеты развития; об обязательных компенсациях за причиненный ущерб, в первую очередь, земельных компенсациях; и др. Конституция РФ нацеливает государство на внедрение указанных положений, их активное использование. То обстоятельство, что Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию №169, не создает препятствий государству и промышленникам руководствоваться нормами Конвенции. Показателен пример «Сахалин Энерджи», использующей положения Декларации 2007 года во взаимоотношениях с коренными народами. Российское законодательство на федеральном уровне практически не регулирует взаимоотношения промышленников и коренных народов. Отдельные положения присутствуют в Земельном кодексе и Налоговом кодексе. В некоторых субъектах РФ, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе сделаны определенные шаги в этом направлении. Так, приняты законы о недрах, о недропользовании, разработано типовое соглашение между промышленниками и коренными сообществами. При этом в регулировании данных отношений необходимо учитывать, что эти взаимоотношения по своей природе являются не «гражданско-правовыми», а «публично-правовыми», так как они выстраиваются с «территориальными» сообществами.

В работе конференции также приняли участие представители органов государственной власти субъектов РФ, рассказав о наиболее позитивных практиках в своих регионах.

Отчёт подготовила Гордеева Дарья.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.