• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5 марта 2012 года в Институте права и публичной политики состоялся пятый дискуссионный круглый стол «Принцип правового государства: цели, составляющие, степень реализации в России, соотношение с другими конституционными принципами» (г. Москва, ул. Щепкина, 8).

 

         Круглый стол состоялся в рамках реализуемого Институтом проекта: «Двадцать лет демократического пути: укрепление конституционного порядка в современной России». В дискуссии приняли участие: профессоры НИУ ВШЭ М.А. Краснов, А.Н. Медушевский, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Ю.А. Тихомиров, профессор Российской правовой академии Министерства юстиции РФ В.А. Виноградов, профессор права из Франции Карин Беше-Головко, профессоры политологии Стивен Холмс (США), Мари Мендрас (Франция), эксперты Института Л.О. Иванов, А.К. Соболева и другие учёные. Участники обсуждали понимание и цели принципа правового государства, условия, необходимые для его эффективной реализации, проблемы функционирования судебной системы и обеспечения доступа граждан к правосудию,  а также правила соразмерности, предсказуемости и достаточности действий органов в правовом государстве. В обсуждении приняли участие руководитель научно-учебной группы С.В. Васильева и её участник С.С. Заикин. Выступая с комментарием, С.В. Васильева отметила, что принцип правового государства и принцип демократического государства – «близнецы-братья». С одной стороны, только независимый суд способен обеспечить демократию. С другой – независимый суд возможен только в условиях политической конкуренции. Трудно сказать, какой принцип должен быть реализован в начале. Но очевидно, что в настоящее время развитие принципа правового государства несколько отстаёт от институализации демократических институтов, что можно считать нежелательным вариантом развития. Принцип правового государства и принцип демократического государства могут вступать в конфликт. Не все аспекты политического процесса урегулированы правом и в принципе могут быть урегулированы им (договорённости элит, соглашения партий). Демократическое развитие может выходить из правового русла. Для подтверждения легитимности власти (обоснования демократической стабильности) может происходить упрощение понимания высших ценностей правового государства. Например, формальное подтверждение выборов состоявшимися и действительными даже при наличии нарушений и слабой репрезентативности парламента. Но нельзя не отметить развитие демократии в позитивном праве в последние десятилетия: принятие закона о доступе граждан к информации о деятельности органов, уведомительный порядок манифестаций, учреждение дискуссионных площадок в системе «бизнес-власть».

Аналитический бюллетень "Мониторинг конституционных процессов в России". 2012. № 3 (5).


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.