Заикин С.С. Комментарий к Постановлению Первой секции Европейского Суда по правам человека по делу «Республиканская партия России против России» (Application no. 12976/07) от 12 апреля 2011 года (вступило в силу 15 сентября 2011 года)
В анализируемом решении Европейский Суд по правам человека (Суд) признал роспуск заявителя – Республиканской партии Российской Федерации – по критериям недостаточной минимальной численности партии и недостаточной численности членов в ее региональных отделениях нарушением статьи 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (свобода ассоциаций, право на объединение), непропорциональной мерой для защиты демократических ценностей.
Рассматривая положения российского законодательства, касающиеся регулирования статуса и деятельности политических партий, Суд отметил следующее. Возможность для политической партии, чья численность составляет меньше 50 000 человек (требование, введенное в конце 2004 года), в течение года преобразоваться в общественную организацию не является достаточной «компенсацией». Суд подчеркнул, что только политические партии в России имеют право участвовать в выборах, в частности, выдвигать кандидатов, поэтому такое изменение их статуса влечет утерю указанного права. На наш взгляд, такая норма свидетельствует также о попытке сужения политического поля, и, следовательно, об ограничении политической конкуренции.
Кроме этого, Суд отметил, что введенный в России в 2004 году минимальный размер численности партий в 50 000 человек является самым высоким в Европе. С точки зрения Суда, для того, чтобы вводить такое сильное ограничение для доступа к обретению статуса политической партии, не было никаких предпосылок. Декларированная законодателем цель введения данной нормы – необходимость избежать чрезмерной партийной и парламентской фрагментации – в российских условиях может быть легко достигнута, так как, во-первых, существует высокий избирательный барьер – 7%, а, во-вторых, участие партий в выборах в России не является автоматическим. Только партии, представленные в Государственной Думе или собравшие достаточное количество подписей, могут выдвинуть своих кандидатов на соответствующих выборах. Кроме того, обязанность партий поддерживать свою минимальную численность на указанном уровне, отчитываться о своей численности перед государственными органами, право последних проводить ежегодные проверки численности партий и выносить по их итогам предупреждения представляет собой чрезмерное обременение для партий. Главным критерием поддержки партии населением является ее результат на выборах.
Наконец, Суд напомнил позицию Венецианской комиссии Совета Европы, что частое изменение избирательного законодательства вольно или невольно может свидетельствовать о манипуляциях в пользу правящей партии. По мнению Суда, повышение во второй половине 2000-х годов в России уровня минимальной численности партий и избирательного барьера, запрет на участие в выборах избирательных блоков и независимых кандидатов существенно повлиял на возможность различных политических групп эффективно участвовать в политическом процессе. В пользу этого, в частности, говорит резкое снижение количества зарегистрированных политических партий.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.