Заикин С.С. Комментарий к проекту Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
16 февраля 2012 г. Президент РФ Д. Медведев внес в Государственную Думу проект нового закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В проекте и действующем законе о выборах депутатов Государственной Думы, принятом в 2005 г. (далее – Закон 2005 г.), радикальных отличий немного. Основные новеллы –введение так называемых территориальных единиц, единой нормы представительства, а также отмена сбора подписей политическими партиями в поддержку их федерального списка кандидатов. Заметим, что последняя инициатива уже была внесена Президентом РФ в конце декабря 2011 г. в форме соответствующих поправок к Закону 2005 г. (поправки уже приняты Государственной Думой в первом чтении). Возможно, что внесение де-юре абсолютно нового закона показалось рациональнее, нежели фрагментарная «перестройка» старого.
Исходя из положений законопроекта, федеральный избирательный округ разделяется на 225 территориальных единиц. Согласно ст. 12 законопроекта, территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на одну территориальную единицу, за исключением территориальных единиц, образуемых в субъектах РФ, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число территориальных единиц. После определения единой нормы представительства избирателей число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта РФ, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом территориальных единиц для соответствующего субъекта РФ.
Между субъектами РФ, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, распределяется по одной территориальной единице из общего числа территориальных единиц.
Оставшиеся нераспределенными территориальные единицы распределяются по одной между субъектами РФ, у которых частное больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.
Исходя из п. 5 ч. 7 ст. 12 законопроекта, распределение территориальных единиц между субъектами РФ должно обеспечивать максимально возможное равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта РФ. Таким образом, основной целью введения территориальных единиц и единой нормы представительства избирателей является достижение равенства представительства субъектов федерации. Кроме того, предусматривается, что федеральный список кандидатов делится на региональные группы не по субъектам, а по территориальным единицам.
Отмена сбора подписей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов имеет прямое отношение к реализации принципа политической конкуренции. По сути, может быть отменена привилегия политических партий, прошедших в Государственную Думу, не собирать подписи в свою поддержку. Эта привилегия вела к консервации, и, как следствие, стагнации политической системы. Теперь же единственным, но совершенно достаточным показателем уровня поддержки той или иной партии будет число голосов, полученных ею на парламентских выборах. Заметим, что, например, Венецианская комиссия Совета Европы в своих рекомендациях признает, что такие институты, как сбор подписей в поддержку политических партий и внесение избирательного залога для допуска к выборам, представляют собой нормальную практику. Естественно, что при этом соответствующие требования законодательства не должны иметь дискриминационный характер, особенно по отношению к новым партиям (см. Guidelines on Political Party Regulation by ODIHR/OSCE and Venice Commission. Adopted by the Venice Commission at its 84th Plenary Session (Venice, 15-16 October 2010). Так, если даже партии, которые имеют места в парламенте по итогам прошлых выборов, автоматически включаются в число участников выборов, то для включения новых партий должны существовать честные, ясные и объективные критерии.
С пояснительной запиской к проекту Федерального закона, а также с комментариями к нему можно ознакомиться на сайте Президента РФ:
http://президент.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/14515
и на сайте Государственной Думы РФ: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=21870-6
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.