• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар: «Интернет и право: политические и экономические аспекты взаимодействия»

10 апреля 2012 года на факультете права НИУ ВШЭ состоялся пятый семинар научно-учебной группы, на котором с докладом выступил Андреас Росс, доктор права, начальник отдела информатизации министерства финансов федеральной земли Бавария (Германия).

 

В рамках исследовательского проекта

«Антимонопольное регулирование политической конкуренции»

10 апреля 2012 года состоялся пятый семинар научно-учебной группы

«Правовой анализ и моделирование политической конкуренции»

 

Тема: «Интернет и право: политические и экономические аспекты взаимодействия».

 

Доклад Андреаса Росса – доктора права, начальника управления информатизации ведомства по финансам министерства финансов федеральной земли Бавария (Германия). Последовательный перевод с немецкого языка на русский обеспечивал Андрей Румянцев – доктор права, научный сотрудник Регенсбургского университета (Германия). 

 

Участники: студенты и преподаватели факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

 

  

         

С.В. Васильева представила гостей из Германии и озвучила тему доклада. Она отметила, что Андреас Росс уже выступал на факультете права в прошлом году. В этот раз слушателям предстоит познакомиться с проблемам свободы Интернета и демократического доступа к ресурсам. Это особенно актуально в связи с тем, что всё больше информации и событий перемещаются в Интернет-пространство.

Андреас Росс начал доклад с анализа Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA) - соглашения, инициированного США, Европейским Союзом (ЕС) и Японией, предметом которого, как раз, и являются вопросы свободы Интернета: что в нём можно размещать, а что нельзя, как защищать интеллектуальную собственность. В случае принятия этого соглашения Европейским Союзом, страны-члены последнего будут обязаны ужесточить правовой режим оборота и использования интеллектуальных продуктов.

В Германии и других странах-членах ЕС население протестует относительно принятия и действия этого договора. Его интересы сталкиваются с интересами правообладателей, провайдеров и предпринимателей. Населению нужна свобода в Интернете. Правообладателям не нужны ограничения и обременения. Провайдеры не хотят тратить ресурсы на контроль за пользователями. Бундестаг в мае этого года будет слушать экспертов на этот счёт. Европарламент обратился в Суд Европейских сообществ в Люксембурге относительно необходимости усиления уголовной ответственности за нарушения в Интернет-пространстве государствами-членами.

Одним из спорных вопросов правового регулирования Интернета Андреас Росс назвал также блокировку пользователей и блокировку доступа к ресурсам. Если есть доказательства, что пользователь нарушает правила, по идее, его надо отключить от Интернета. Конечно, он может сменить провайдера. Но здесь встаёт один важный правовой вопрос: можно ли в принципе применять для защиты интеллектуальной собственности такую меру, как отключение от Интернета? Вопрос был задан аудитории. Студенты реагировали по-разному. Была высказана позиция, что отключение от Интернета сродни ограничению свободы личности. Был приведён также пример по аналогии: если человек украл что-то из магазина, ему же нельзя потом запретить ходить в магазины и приобретать продукты.

Андреас Росс отметил, что в Германии для людей, укравших что-то из магазина, существуют своего рода санкции: на кассе в этом магазине висит фото нарушителя и продавец вправе отказать ему в продаже товара. В Германии отключение от Интернета как санкция не предусмотрена. Нарушитель возмещает в гражданско-правовом порядке вред правообладателю, но не более того. Вместе с тем, в соответствии с европейским правом такая санкция должна быть введена во всех государствах-членах ЕС. Во Франции и в Великобритании такую санкцию уже ввели. Во Франции даже создано специальное ведомство, отслеживающее нарушения и организующее отключение пользователей: за текущий период 650 тыс. чел. получили официальное предупреждение (в связи с нарушением использования фильмов, программ, музыки), 44 тыс. чел. были предупреждены повторно, 60 чел. получили третье предупреждение и были отключены на 1 месяц. Средняя сумма штрафа составила 1,5 тыс. евро.

Таким образом, в Германии в качестве основной меры воздействия на нарушителей рассматривается превенция. К более «жёсткому» регулированию общество относится негативно. Можно прогнозировать, что закон, устанавливающий такую меру, обязательно будет обжалован в Федеральный Конституционный Суд Германии и есть вероятность, что Суд признает его не соответствующим Основному Закону ФРГ. Такая санкция как отключение от Интернета, кроме того, влечёт введение и ещё целой серии ограничительных мер, например, предъявление паспорта в Интернет-кафе. В настоящее время если пользователь не установлен, то ответственность за нарушение несут владельцы этого кафе.

В Германии и не думают вводить требование о предъявлении удостоверения личности. Но регулярный мониторинг Интернет-пространства достаточно давно осуществляется уполномоченными службами. Провайдеры должны хранить информацию. Поэтому не трудно установить, что с такого-то IP-адреса такого-то числа были произведены такие-то действия. Нарушителем может быть признан и тот, кто создал для него условия – владелец недостаточно защищённой точки доступа в Интернет (даже несмотря на то, что он сам правонарушения не совершал).

Что касается блокировки ресурсов в Интернете, то в Германии она однозначно осуществляется в отношении ресурсов с детской порнографией и «файлообменников». Студентам были заданы вопросы: является ли блокировка наказанием за нарушение? Как отфильтровывать и блокировать информацию при смешанном характере ресурса? В частности, ведь социальная сеть «ВКонтакте» – это свободный ресурс, туда грузится разная информация.

Студенты были солидарны в ответах. В названных случаях блокировка и наказание должны быть неотвратимы. А.А. Щербович, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ пояснил, что в ряде мусульманских стран доступ к социальной сети «ВКонтакте» заблокирован. А в Турции разрешён только в курортных местах, где отдыхают российские туристы.

Докладчик резюмировал итоги небольшой дискуссии. Провайдер, который организует доступ – это национальная инстанция. А вот хостеры как гаранты правопорядка в Интернете могут находиться в любой точке мира. Если национальный провайдер не блокирует запрещённый ресурс, он будет заблокирован хостерами вплоть до изоляции страны и международного конфликта.

Далее Андреас Росс рассказал, что инициативой ЕС является введение обязанности провайдеров по сбору и хранению в течение 6 месяцев информации обо всех соединениях. Это делается для профилактики особо тяжких преступлений – терроризма, например. Во исполнение требования ЕС в Германии был принят соответствующий закон. Однако Федеральный Конституционный Суд отменил его. В настоящее время органы ЕС обратились с иском к Германии в Суд Европейского Союза в Люксембурге: по их мнению, это государство нарушает общеевропейские директивы.

Вместе с тем в Германии обязательной является блокировка конкретного ресурса с его идентификацией как детской порнографии и «файлообменника». На уровне же ЕС обязательна блокировка любого ресурса, распространение которого является тяжким преступлением, даже в связи с нарушением авторского права.

Андреас Росс рассказал о защите персональных данных в социальных сетях Google, Facebook, Twitter и других. В социальных сетях, конечно, невозможно контролировать их судьбу. Так, Google Analytics формирует пользовательские профили. Часть информации Google забирает себе, несмотря на то, что правовые основания для этого отсутствуют. Все права «третьих поставщиков» в Google попадают к пользователю. Таким образом, социальные сети получают права на использование объектов, создаваемых пользователями.В США, в отличие от Германии, в частности, очень подробно учтены все возможные формы прав и механизм их передачи. При этом Андреас Росс посчитал очень любопытным вопрос А.А. Щербовича, на который нет однозначного ответа: а получает ли Google авторские права на содержание пересылаемого сообщения по Google-почте?

В заключение Андреас Росс рассказал о политическом успехе в Германии Партии пиратов, основным программным лозунгом которой является свобода в Интернете. Немецкая Партия пиратов была образована в 2006 г. На последних выборах в законодательные собрания Берлина и Саарланда Партия преодолела заградительный барьер и попала в эти парламенты. Это свидетельствует о том, что люди ратуют за максимальную свободу в Интернете. И у Партии появились шансы воплотить свою политику в законодательстве. Однако предпринимательское сообщество, деятельность которого связана с извлечением прибыли в связи с функционированием Интернет-пространства, не поддерживает инициативы Партии пиратов. Налицо социальный конфликт. 20-30 % споров в связи с обращением информации в Интернете связано с защитой персональных данных. Для Германии новый этап в правовом обеспечении этой сферы наступит в следующем году, когда вступит в силу Положение о защите персональных данных, принятое на уровне ЕС и имеющее прямое действие в государствах-членах.

Андреас Росс с удовольствием ответил на многочисленные вопросы студентов. Спорным он считает признание нарушением на практике скачивание фильма без прав на него в режиме «стрим», а не в режиме перекачки на жёсткий диск. В Германии создание государственными органами своих аккаунтов в социальных сетях может привести к конфликту с целым рядом правовых положений, что объясняет невысокую активность государства в этой области, в отличие от должностных лиц высокого уровня (президент, депутаты, министры), которые обладают несравненно большей свободой.

С.В. Васильева и студенты поблагодарили гостей из Германии за интересную лекцию и выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.  

 

Отчёт подготовила Светлана Васильева
Фото Александры Миндриной