Март. Приговор в отношении Данте Алигьери («Флорентийский приговор»), Флоренция, Италия
Даты жизни: 21 мая 1265 – 13-14 сентября 1321 гг.
Кто: Данте Алигьери – поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка.
Автор философских и политических трактатов – «Пир», «О народной речи» (около 1307), «Послания» (1316) – являющихся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке.
Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали.
Обвинение: Во Флоренции сложились две противоборствующие партии – гвельфы и гибеллины. Первые были сторонниками объединения Италии под эгидой понтифика, вторые же выступали в поддержку императора Священной Римской империи. Данте счёл нужным примкнуть к гвельфам и не прогадал: вскоре они одержали победу на флорентийской политической арене и буквально разгромили гибеллинов, изгнав большинство из них за пределы города. Он начал участвовать в управлении городом, вскоре стал приором. Однако противоречия не обошли стороной и победивших. Они, в свою очередь, разделились на чёрных и белых гвельфов. Чёрные гвельфы по-прежнему стояли на своём и поддерживали Римского Папу, белые же пришли к мнению, что Флоренция должна быть независимой. Более того, они даже предложили прекратить вражду с теми гибеллинами, которым всё-таки удалось остаться в городе.
Приговор: В 1302 году Данте был лишен гражданских прав и изгнан из Флоренции вместе с партией белых гвельфов, к которой не принадлежал. Также его приговорили к штрафу в пять тысяч флоринов и конфискации имущества. При этом, в приговоре указано, что штраф должен быть оплачен в течение трех дней. Данте находился за пределами Флоренции и не смог своевременно оплатить штраф, в связи с чем ему вынесли приговор «сожжение огнем до смерти». Сохранилось гордое письмо Данте, где он обосновывает позицию поэта-изгнанника: «Неужели я не найду на свете уголка, где можно любоваться солнцем и звездами? Или не смогу под каким угодно небом доискиваться до сладчайших истин?..».
В 1315 году ему предложено объявить амнистию взамен на публичное покаяние в церкви Сан-Джованни, но Данте отказался.
«Данте Алигьери, ненадолго ставший флорентийским политиком, был заочно осужден в 1302 году. В то время соперничающие политические “Черные” и “Белые” фракции враждовали за контроль над городом.
Затем судья Канте де Габриэлли признал Данте виновным в коррупции и покровительстве. Он запретил ему занимать государственные должности, в результате чего Данте – и другие приверженцы “Белой” фракции, оказавшиеся втянутыми во вражду, – были лишены своего имущества.
Данте было велено никогда не возвращаться, под угрозой быть сожженным заживо или обезглавленным. С тех пор эксперты признали предвзятость судебного решения».
По закону в Италии можно пересматривать судебные дела без срока давности, если появятся новые доказательства невиновности преступника. В 2008 году приговор о пожизненном изгнании Данте отменен властями Флоренции.
Символизм: «Мысль о жизни неделима и универсальна»
Отражение в литературе:
- Стихотворение «В отчизне Данта, древней, знаменитой», И. С. Тургенев, XIX век.
- Статья «Жизнь стиха», Н. С. Гумилев, 1910.
- Стихотворение «Муза», А. А. Ахматова, 1924.
- Стихотворение «Невозвращенец», И. Елагин, 1967.
- «Данте», Алессандро Барберо, 2021.
- Отражение в искусстве:
В случае с Данте сложилась определенная иконография изображения этого персонажа. В профиль – орлиный нос, глубокая переносица, тяжелые веки, выдающаяся нижняя челюсть, гордый подбородок (портрет кисти Боттичелли). То же самое лицо, впрочем, возможно вообразить с насупленными бровями и поджатыми губами («Диспута» Рафаэля) или – с заинтересованно-пристальным взглядом и с полуулыбкой (фреска Андреа дель Кастаньо). Образ дополняет красная долгополая «тога» и красный же капюшон-колпак, на который живописцы Возрождения норовили возложить еще и лавровый венок. Красный, и зеленый равно перекликаются с цветовой символикой «Божественной комедии». Эта иконография оказалась невероятно устойчивой.
Материалы, используемые в иллюстрации календаря:
- Изображение Данте на фреске во дворце Кардуччо в эпоху «монументализации» образа, 1450.
- Джорджо Вазари, «Шесть тосканских поэтов», 1544.
- Фредерик Лейтон, «Изгнание Данте», 1864.
- Изображение памятника Данте Алигьери, который расположен на площади Санта-Кроче, рядом с базиликой Санта-Кроче, Флоренция, Италия. Скульптор Энрико Пацци, 1865.