Обращение ректора ГИТИСа

Публика ходит в театр за сюжетом, причём зрителю (и в этом театр — его единомышленник!) интересны не просто сюжеты, а острые ситуации, то есть драматичные. Может быть, поэтому так часто и с самых древних времён театр обращается к сюжетам судебным, где одновременно сталкиваются и преступление, и наказание, потому что в этих случаях градус происходящего достигает «точки кипения». Многие драматические писатели — и российские, и иностранные — выводили на сцену не только разнообразных нарушителей законов, даже преступников, но и само судебное разбирательство помещали в центр своих пьес, поскольку суд — сам по себе зрелище, где, как в самых лихо закрученных сюжетах, не все таковы, за кого себя выдают.

Появление тех или других судебных сюжетов в пьесах Александра Николаевича Островского, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в 2023 году, неудивительно потому, что драматург 12 лет состоял в должности почётного мирового судьи Кинешемского уезда Костромской губернии, а однажды заседал в коллегии присяжных в Московском окружном суде. Как бы то ни было, календарь, сделанный нами вместе с Факультетом права Высшей школы экономики, предлагает взглянуть на классические пьесы с точки зрения права и, смеем надеяться, этот взгляд будет интересен и тем, кто любит театр, и тем, кто стоит на страже закона, а заодно — всем, кто старается жить в согласии с действующим законодательством.

ректор ГИТИСа,
заслуженный деятель искусств РФ, кандидат филологических наук
Г.А. Заславский