Декабрь

Фридрих Дюрренматт (1921 — 1990)

«Визит старой дамы» (1956)

«Трагическая комедия» швейцарского драматурга Ф. Дюрренматта «Визит старой дамы» за несколько театральных сезонов оказалась в репертуарах всех известных европейских театров, а автор был удостоен премии Мольера. В середине 50-х годов Дюрренматт работал над повестью «Лунное затмение» — мрачной историей «блудного сына», который через полвека скитаний возвращается в родное село, чтобы хладнокровно отомстить сопернику. Произведение не было завершено, но драматическая интрига была положена в основу новой пьесы.

Богатая пожилая женщина Клара Цаханассьян возвращается в родной город. Её цель — вовсе не прогулки и беседы о прошлом с приятелями юности, а скрупулёзно продуманный план мести. Много лет назад этот город растоптал восторженную душу девушки и уничтожил её наивную добродетель. Главным врагом для Клары остаётся бывший возлюбленный, лицемерный Альфред Илл, который ради выгодного брака бросил беременную девушку и оболгал её в зале суда. Клара мечтала, чтобы мужчина признал их общего ребёнка. Илл отрицал отцовство, в соответствии с законом привёл в суд двух свидетелей, которых до этого подкупил литром водки. Брачно-семейные отношения, в том числе правовой статус незаконнорождённых детей, в Швейцарии регулируются частью 2 Гражданского кодекса. Согласно актуальной на тот момент ст. 307 ребёнок, зачатый вне брака, мог быть официально признан отцом только в судебном порядке. Доказательной базой в соответствии со ст. 314 и ст. 315 могли служить либо признательные показания предполагаемого отца, либо отсутствие у матери ребёнка сексуальных связей с другими мужчинами. Лжесвидетели заявили, что несчастная Клара состояла с ними в любовной связи, поэтому иск не был принят к рассмотрению.

Осуждённая пуританским обществом молодая женщина вынуждена покинуть город и вступить на путь нравственного позора, чтобы выжить. Теперь город находится в упадке, и пожилая миллиардерша предлагает бургомистру крупную сумму за убийство ненавистного Илла. В финале нуждающиеся горожане выполняют просьбу и выносят ему смертный приговор.

Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС

В основе сюжета классическая детективная линия, при этом пьеса аллегорична и тяготеет к идеям театра абсурда. Образ Клары становится символом мести, Илл — метафора искупления давних грехов, а горожане олицетворяют причины и следствие нравственного разложения современного общества.

В центре пьесы Дюрренматта проблема моральной ответственности: стоит ли прощать измену близким людям, есть ли оправдание антигуманного поведения горожан, необходимо ли ради общественного благополучия пожертвовать жизнью одного человека. Драматург понимает наивность осуждения пороков с высоты морального идеала. Дюрренматт с ужасом констатирует, что обыкновенные люди с лёгкостью расстаются с моралью, когда этого требуют насущные хлопоты. Автор совсем не уверен, что в ситуации нравственного выбора любой обыкновенный человек был бы способен не поступить так же. Нравственное падение горожан не является следствием их злой природы. Моральное вырождение связано с эгоизмом, прагматизмом и слабохарактерностью.

Конформизм общества отвратителен драматургу, тогда как внутренняя сила и способностью к сочувствию и сомнению в собственных поступках главной героини вызывают неподдельное уважение. Душа Клары изуродована жизненными трагедиями, гротескной параллелью становятся протезы, которые появляются в её теле после полученных в авариях травм. Действия Клары Цаханассьян в соответствии со ст. 259 Уголовного кодекса Швейцарии следует рассматривать как публичный призыв к совершению преступления. Персонажи «Визита старой дамы» вызывают печаль, а не гнев. Именно поэтому к главному антагонисту Клары — Альфреду Иллу — приходит осознание чувства ответственности за грехи, которое требует искупления и покорного принятия наказания.

«Но ведь правосудие не продается»

Знаки и символы в иллюстрации

Уголовное право Швейцарии первой половины XX века

Заставки на телефон и компьютер