Февраль
А.Н. Островский (1823 — 1886)
«Свои люди — сочтемся» (1849)
Пьеса А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся» не оставила равнодушным ни одного представителя официальной цензуры, а за драматургом и вовсе был установлен полицейский надзор. Император Николай I запретил постановку комедии и выразил сожаление о том, что её публикация в журнале «Москвитянин» состоялась. Молодого Островского обвинили в желании оскорбить русское купечество, хотя комедия имела небывалый успех у московской публики. Не спасла положение и высокая оценка литературного мастерства драматурга Н.В. Гоголем и И.А. Гончаровым, поэтому в первоначальной редакции пьеса была поставлена только в 1881 году.
Сюжет комедии, на первый взгляд, незамысловат, но исключительно актуален: богатый купец Большов хочет объявить себя банкротом, дабы не отдавать большой долг по кредиту. Он живёт по принципу «не обманешь — не продашь» и ханжески считает, что в мастерстве хитрости ему просто нет равных. Спесивый Большов не замечает, что его главные враги вовсе не представители закона, а близкие люди, воспитанные в условиях тотального лицемерия, жадности, стяжательства, способные на самые подлые поступки ради шкурного интереса. Меркантильная дочь Липочка мечтает вырваться из-под опеки властного отца и в неограниченных количествах покупать себе шёлковые платья. Главный плут — приказчик Подхалюзин — страстно желает заполучить состояние купца и ради этого готов даже на фиктивный брак с дочерью своего благодетеля. Итог комедии насмешливо — трагичен. В ходе, казалось бы, досконально продуманной аферы Большов недальновидно переписывает все состояние на зятя, а когда выходит из долговой тюрьмы, встречает равнодушие и пренебрежение со стороны молодых супругов, которые и не думали решать хлопоты стареющего глупца.
Объявление себя банкротом в XIX веке в России являлось основанием для задержания материально несостоятельного человека и учреждения специальной конкурсной комиссии, которая должна была решить, к какому типу относится банкротство: несчастному, простому или злостному. Если конкурсная комиссия приходила к заключению, что банкротство является злостным, иначе — фиктивным, то открывалось уголовное дело по факту подлога.
У банкрота была возможность договориться с кредиторами и заключить мировое соглашение с обязательством частичной выплаты долга, что и удалось сделать Большову по схеме — двадцать пять копеек за один рубль. Липочка и Подхалюзин не были согласны с подобным решением. Дело в том, что в XIX веке коммерческий кредит имел особый юридический базис, диссонирующий с современными правовыми принципами. Кредитные отношения устанавливались путём устного договора, получение ссуды не требовало залога, основной причиной одобрения считалась репутация купца, а ближайшие родственники банкрота обязаны были помочь должнику рассчитаться с кредиторами. По этой причине в финале пьесы нарядившийся в ветхий сюртук лукавый Подхалюзин собирается вести переговоры с кредиторами о минимизации размера долговых обязательств.
Комедия А.Н. Островского — живой и острый взгляд на классическую проблему отношений отцов и детей. Традиционный тезис о косности старшего поколения, которое отказывается понимать новаторские идеи молодёжи, драматург обрамляется нетривиальным аргументом: конфликт-то случился потому, что представители двух поколений поразительно похожи. Раздражение и удивление, которое купец испытывает после отказа дочери оплатить его кредиты, тем более удивительно, ведь отец сам взрастил в душе Липочки семена мещанства и корыстолюбия. В финале пьесы драматург раскрывает главную идею произведения: на каждого хитреца найдётся свой мудрец.