Июль
Уильям Шекспир (1564 — 1616)
«Венецианский купец» (1596)
Пьеса «Венецианский купец» является одним из самых известных произведений Шекспира. В основе фабулы новелла из сборника Джованни Фиорентино «Простак» (1558), речь в которой идёт о еврее-ростовщике, который в счёт долга пожелал вырезать большой кусок мяса из тела своего должника.
Пьеса Шекспира увидела свет после громкого судебного процесса над марраном Родриго Лопесом, обвинённом в подготовке покушения на королеву Елизавету, и успеха пьесы драматурга Кристофера Марло «Мальтийский еврей». Шекспир обращается к популярной у его современников теме отношений католической церкви и иудаизма. Но система взаимоотношений и нравственных переживаний героев гораздо сложнее. Привычное восприятие пьесы Шекспира, как исключительно комического произведения с традиционным набором приёмов, оказывается недостаточным.
Это история о силе и цене слов, за которые должен ответить каждый человек. Пикарескная фабула у Шекспира неожиданно приобретает драматические черты. Молодой Бассанио надеется вступить в брак с прекрасной Порцией. К сожалению, юноша беден, обременён многочисленными долгами, в битве за сердце красавицы ему противостоят два наследных принца, а отец девушки и вовсе придумал хитроумную ловушку: руку его дочери получит только тот, кто разгадает тайну трёх ларцов. Помочь Бассанио в этой сложной ситуации может только его верный друг — венецианский купец Антонио. Мужчина обращается к жадному ростовщику Шейлоку — тот может дать заём в размере трёх тысяч золотых дукатов, которые так нужны для свадьбы молодого человека. Корыстный Шейлок выдаёт вексель, но ставит условие: при нарушении договора обещает вырезать из тела Антонио — поручителя по сделке — фунт мяса.
Бассанио счастлив, потому что ему удаётся жениться на Порции. А бедного Антонио ждёт потрясение: потеряв крупную сумму денег после крушения своих судов, он вынужден встретиться в зале суда с жадным Шейлоком. После официального признания за ростовщиком права на получение неустойки, скупец не желает ничего слушать о милосердном отношении к ненавистному ему Антонио. Диссонанс в очевидный финал вносит появление переодетой Порции, которой под видом адвоката удаётся изменить ход дела. Шейлока обвиняют в покушении на жизнь человека и присуждают половину его состояния пострадавшей стороне.
Новаторство пьесы Шекспира заключается в том, что он уходит от идеализации персонажей. Характеры героев полифоничны и сложны, что позволяет драматургу показать своих героев во всей их противоречивости. Неунывающий Бассанио, смелая Порция, меланхоличный Антонио, меркантильный Шейлок — сочетают в своих характерах черты, присущие людям из определённой среды. Шекспир не стремится яростно обличать действия еврея-ростовщика, потому что человечность чужда Шейлоку не в силу природного характера. Он представитель угнетённого и презираемого народа — ростовщичество, алчность, меркантильность, безжалостность — его способы выжить.
Положение евреев в христианском мире в Средние века во многом было определено Четвёртым Латеранским собором 1215 года, в решении которого определялось, что евреи не допускались к общественным должностям, не могли владеть землёй, были обязаны уплачивать специальные налоги. В 1236 году император Фридрих II закрепил за евреями статус «servi camerae»: они были выведены из подчинения местного феодала, подпадая под защиту высшей власти в обмен на уплату больших налогов. Правовой статус евреев в Венеции не стал исключением: указом дожа Леонардо Лоредана 1516 года евреям было разрешено проживать только в одном из отдалённых кварталов Венеции — Каннареджо. Этот квартал стал первым гетто, где люди были отрезаны вопреки их воле от остального населения по причине религиозных различий. Несмотря на это, в Венеции к евреям относились терпимее, чем в остальной Европе, так как венецианцы понимали практическую пользу от сотрудничества с евреями, а те в свою очередь соглашались быть изгоями в обмен на свободу вероисповедания и возможность соблюдать собственные традиции. Более того, в границах гетто еврейское поселение было предоставлено само себе — городские власти ни во что не вмешивались, отдав всю полноту власти органам самоуправления.
Наиболее ярко юридический аспект пьесы раскрывается в сцене суда. Договор, согласно которому Шейлок получил право на фунт плоти своего должника Антонио, действителен и подлежал исполнению. Достоверно неизвестно, каким правом руководствовался У. Шекспир при создании данной пьесы. Если рассматривать спор с точки зрения английского права, дело Шейлока было бы в определённой степени допустимо, ведь английские суды придерживалось буквального толкования и формализма. На протяжении нескольких веков в Англии было принято подтверждать обещание должника, согласовывая огромную неустойку, таким образом, что компенсация превосходила основной долг. Подобный договор должен был быть исполнен и согласно законам Венеции того времени, что подчёркивает драматург, вкладывая в уста персонажей соответствующие выводы.
Несмотря на то, что соглашение юридически действительно, оно не влечёт его безусловного исполнения, ведь во многих правовых системах признается принцип «contra bonos mores» — запрет осуществления права, единственной целью которого являлось причинение вреда другому человеку.
Спор Шейлока и Антонио должен был разрешить доктор права, но он не смог явится лично, поэтому его заменила Порция. Попытки воззвать к милосердию Шейлока не увенчались успехом. Иск Шейлока к Антонио удовлетворяется, но при исполнении решения оговаривается, что не должно быть пролито ни капли крови христианина. Стоит отметить, что данное условие не в полной мере соответствовало закону. Шейлок отказывается от притязаний по векселю и хочет покинуть зал суда, однако ему вменяют другое обвинение: попытка покушения иностранцем на жизнь гражданина данной страны. Лицу, совершившему это преступление, грозила смертная казнь и конфискация имущества в пользу потерпевшего и государственной казны. В финале суд сохраняет Шейлоку жизнь и не использует право на полную конфискацию. По требованию Антонио Шейлок обязан принять христианство и передать ему половину своего имущества.
«Венецианский купец» олицетворяет идею торжества нравственных начал, поэтому женщине удаётся победить коварного ростовщика. Но предлагаемые обстоятельства главного конфликта столь серьёзны, глубинны и противоречивы, что решение конфликта не может быть исчерпано счастливой развязкой.