Май

И.С. Аксаков (1823 — 1886)

«Судебные Сцены, или Присутственный день Уголовной Палаты» (1858)

Иван Сергеевич Аксаков — лидер славянофильского движения, поэт и публицист, перу его отца, Сергея Тимофеевича Аксакова, принадлежит сказка «Аленький цветочек». Пьеса Аксакова — документальное свидетельство деятельности российского дореформенного суда, председатель уголовной палаты, секретарь и судебные заседатели которого сделали нормой вымогательство, лихоимство и поборы.

Сюжет основан на биографическом опыте самого И.С. Аксакова, который около двух лет занимал должность помощника председателя Калужской уголовной палаты и не понаслышке был знаком с реалиями судебной системы. О ходе своей работы над пьесой Аксаков упоминает в переписке с родными и И.С. Тургеневым. Писатель скромно замечает, что не претендует на исключительную художественность пьесы, полагая, что она более похожа на официальную докладную записку. Именно этот приём — отсутствие помпезной метафоричности и элегантных эпитетов в оценке реальности позволяет автору добиться исключительной повествовательной достоверности. Аксаков негодует, что в судебной системе ничего не меняется десятилетиями: типичное судопроизводство отмечено исключительным вниманием к интересам дворян, решение по всем делам выносит секретарь, а остальные ответственные чиновники лишь формально и бездумно подписывают подготовленные бумаги. С ужасом Аксаков отмечает, что на заседаниях не стоит искать судебной объективности, ведь показания знатного свидетеля всегда будут приняты за истину, а знакомому человеку можно помочь, особенно если речь идёт о достойном вознаграждении с его стороны.

В пьесе несколько главных действующих лиц — это председатель палаты, два заседателя от дворянства, заседатель от купечества, секретарь, три писца, главный сторож, конвойные солдаты и три арестанта. Место действия — присутственная комната уголовной палаты. Героями Аксакова становятся не классические гоголевские взяточники, напротив, люди добродушные и по-своему честные. Трагедия, по мнению Аксакова, кроется в том, что несправедливость и гнусность действий чиновников осуществляется большей частью бессознательно, формально, по привычке. Равнодушие и усталость характеризуют работу уголовной палаты в столице и в любом провинциальном городке.

Алексей Александрович Жабин, заседатель от дворянства, рассматривает дело о краже, которая предположительно была совершена крестьянином его кузины. Женщина просит о помиловании, потому что её план: сдать неугодного холопа в солдаты, выполнив обязательство перед государством по рекрутскому набору без особых имущественных потерь для себя. Жабин требует внести изменения в выписку по делу в соответствии с интересами его кузины.

Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС

В Своде законов Российской империи доказательства делились на совершённые — личное признание — и несовершенные — показания одного свидетеля, при этом показания двух надлежащих свидетелей являлись совершённым доказательством.

Совершённое доказательство было основанием обвинительного приговора, в ином случае требовались показания нескольких свидетелей. Наличие одного несовершенного доказательства не позволяло вынести оправдательный приговор.

Практика рассмотрения доказательной базы дела лишь на основании подготовленной секретарём краткой выписки создавала благоприятные условия для процветания коррупционной деятельность. Обновлённый Судебный устав 1864 года, увидевший свет после судопроизводственной реформы Александра II, уже содержит принцип свободной оценки доказательств судом, устность, гласность и непосредственность судебного разбирательства, что законодательно гарантировало объективность и беспристрастность осуществления правосудия.

Аксаков же даёт жёсткую оценку работы дореформенного суда: сеть пороков и грешков опутывает общество, в той или иной степени каждый оказывается их жертвой и услужливым исполнителем. Автор призывает к реформе государственной структуры, которую видит продуктивной лишь при условии усиления социальной и гражданской ответственности.

«Без правосудия обществу и существовать нельзя!»

Знаки и символы в иллюстрации

Детали уголовного процесса в дореформенной России XIX века

Заставки на телефон и компьютер