Ноябрь

Артур Миллер (1915 — 2005)

«Суровое испытание» (1953)

«Суровое испытание» — народная драма американского драматурга Артура Миллера, основанная на реалиях одной из самых знаменитых «охот на ведьм» в истории — салемского процесса. Пьеса стала жёстким аллегорическим обвинением правительства, автор был незамедлительно уличён в антиамериканской деятельности и внесён в «чёрный список» Голливуда.

В XVII веке общественные отношения в британских колониях подпадали под юрисдикцию английских законов. С первой половины XVI века в Королевстве Англия принимались законы о колдовстве, каждый из которых развивал предыдущий. Сюжет пьесы связан действием Закона о колдовстве 1604 года, особенность которого заключалась в том, что чернокнижие признавалось уголовным преступлением. Раскаявшиеся наказывались тюремным заключением, непризнание грозило смертной казнью через повешение.

Уголовное расследование по данной категории дел должно было отвечать требованиям светского уголовного процесса: необходимость наличия доказательств вины, соблюдение прав обвиняемого.

Признание колдовства уголовным преступлением отвечало главной цели Закона 1604 года, так как его сторонники хотели «карать смертной казнью без помощи духовенства любого, кто вызывает злых духов или общается с ними». Страх и паника религиозной пуританской общины породили страшнейшие последствия — смертные приговоры без возможности представить доказательства отсутствия состава преступления.

Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС

От драмы Миллера не стоит ждать скрупулёзной историчности, автора более интересует философия и психология поступков.

Конфликт пьесы развивается по нарастающей. Несколько девушек были замечены в лесу за проведением некого языческого ритуала, который на самом деле был не более чем шутка. Опасаясь гнева пастора, они придумывают фантастическую историю и обвиняют самых беззащитных жителей общины в связи с дьяволом и влиянии на неокрепшие души и умы. Глуповатая ложь подходит религиозно-ханжескому обществу, и в Салеме начинается показательный процесс. Ложь девушек приобретает все больший масштаб, а к клевете с радостью присоединяются уважаемые люди, которые желают за счёт порочных выдумок наказать своих конкурентов.

Трагедия приходит и в семью фермера Джона Проктора — его супруга Элизабет схвачена по обвинению в колдовстве. Главный обвинитель, племянница пастора Эбигейл, сводит счёты с благородной женщиной из-за ревности. Девушка некогда состояла в порочной связи с Проктором, но мужчина искренне раскаялся в безнравственном поступке и не пожелал оставить семью. Джон пытается доказать злонамеренность действий Эбигейл, но мрачный умысел торжествует, и фермер сам оказывается на скамье подсудимых.

Миллера возмущает крах национальной нравственности, поэтому он обращается к прошлому, к образу патриархальной утопии. Драматурга восхищает моральное величие простого человека, способного выступить против истеричного безумия озверевшей толпы. Стоит отметить, что Артур Миллер, который с особым пиететом относился к древнегреческой культуре, и в этом произведении рисует образ фермера Джона Проктора с эпическим античным размахом.

В рамках драматического текста у Миллера появляются объёмные ремарки, которые носят скорее публицистический характер, художественная условность усиливает кошмар стенограммы судебных заседаний.

«Закон незыблем как скала,

и океан слез не в состоянии поколебать его»

Знаки и символы в иллюстрации

Законы о колдовстве. Салемский процесс

Заставки на телефон и компьютер