Октябрь

Жан Жене (1910 — 1986)

«Высокий надзор» (1949)

Критики и читатели относятся к феномену Жана Жене насторожённо: бродяга, вор, лишь волей случая избежавший пожизненного заключения. Долгое время произведения Жене рассматривались как пример натуралистичной автобиографической прозы с элементами пронзительного цинизма и пессимизма.

Полифоническую театрализацию реальности как основу драматического конфликта в произведениях Жене высоко оценили Андре Жид, Ж.-П. Сартр и Жан Кокто. Творчество писателя сложно отнести к определённому эстетическому направлению, рассматривать идейно-художественное своеобразие его работ вне контекста экзистенциальной драмы, философии абсурда и «театра жестокости» не представляется возможным. Оригинальная метафоричность и барочная вычурность отличают язык драм Жене. Его провокационная теория «театра на кладбище» сопричастна ритуальному символизму.

События в пьесе Жене происходят в тюремной камере. Главными героями являются три преступника.

Зеленые Глаза, один из главных авторитетов этой тюрьмы, совершил убийство и был приговорён к смертной казни. Преступник делится со своими сокамерниками, Морисом и Лефраном, обстоятельствами совершённого преступления, однако не упоминает, что совершил его предумышленно. Согласно Уголовному кодексу Франции 1810 года, действовавшему вплоть до 1944 года, к смертной казни приговаривалось лицо, которое совершило предумышленное убийство, под которым понималось наличие у этого лица намерения посягнуть на жизнь определённого человека, если даже это намерение было поставлено в зависимость от какого-либо обстоятельства или условия.

Кульминацией борьбы за внимание и одобрение Зелёных Глаз становится драка и убийство Лефраном Мориса. В соответствии с положениями уголовного законодательства Франции Лефран, который должен был вскоре освободиться, будет приговорён к пожизненным каторжным работам за умышленное убийство сокамерника.

Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС

Герой Жана Жене — беспомощный одинокий человек, заблудившийся среди кривых зеркал безликой реальности. Отсюда трагическое отчаяние, искажение действительности, двоемирие и психотерапевтические попытки изживания личной драмы. «Высокий надзор» — одноактная пьеса о жизни людей в тюремной камере. Сюжет пьесы крайне сложен для восприятия, и драматург мог быть обвинён в распущенности и безнравственности, если бы не серьёзная ремарка: события — лихорадочная фантазия очнувшегося от тяжёлого сна заключённого. Драма Жене — рефлексия социального и нравственного грехопадения.

Герои «Высокого надзора» — потерянные души, которые пытаются выжить в жутких тюремных условиях. Осуждённый за убийство таинственный Снежок становится идейным вдохновителем: вору Лефрансу, малолетнему Морису и неграмотному Зеленоглазому сила представляется критерием обоснованности исключительного права на совершение преступлений. Даже в тюремной камере Лефранс пытается доказать свою сопричастность миру жестокости, подражает кровавым кумирам. Трагический путь героев Жене рисует с категоричностью Данте: не в силах выдержать нравственные испытания, они оказываются в аду своих страхов, кошмаров и одиночества.

«Его преступлений я не знаю...

У меня есть свои преступления»

Знаки и символы в иллюстрации

Уголовное право Франции XIX — первой половины XX веков

Заставки на телефон и компьютер