Сентябрь

Фридрих Шиллер (1759 — 1805)

«Разбойники» (1781)

«Разбойники» стали первой опубликованной драмой Ф. Шиллера и послужили теоретической основой романтизма и популярного в немецкой литературе жанра разбойничьего романа. Сюжет основан на реальных событиях: жизнь Германии XVIII века была отмечена активной деятельностью разбойничьих банд. В основе фабулы два популярных лейтмотива: «вражда братьев» и «благородные разбойники». Когда пьеса увидела свет, молодые поклонники таланта Шиллера стали подражать храброму Карлу Моору и мечтать о славе своего кумира.

Основа пьесы — яростный конфликт между идеальным героем и жестоким обществом. Граф фон Моор получает подложное письмо о беспутной жизни старшего сына Карла. Отец любит юношу и не может отречься от него, что не входит с планы завистливого и жестокого младшего сына — Франца. Франц считает себя некрасивым неудачником, оделённым любовью, поэтому мечтает погубить брата и отца, заполучить огромное состояние, и жениться на прекрасной Амалии, которая беззаветно влюблена в Карла.

Франц от имени отца пишет злобный и резкий ответ, который заставляет старшего брата принять опасное решение возглавить шайку разбойников. Банда Моора держит в страхе богачей Германии — они грабят власть имущих и раздают изъятое беднякам. Франц ведёт свою страшную игру с чувствами ничего не подозревающих близких. В финале драмы все герои наказаны: трусливый Франц из страха вешается на золотом шнурке, старый граф умирает, узнав, что его сын разбойник и убийца, Амалия — предпочитает смерть от шпаги возлюбленного.

Опустошённый эмоционально и физически, Карл Моор остаётся в полном одиночестве. С ужасом он осознает, что его храбрые рыцари ночи больше не руководствуются идеями нравственности и социального равенства: их очерствевшие души жаждут крови, а руки — наживы. Благородный разбойник ощущает бессмысленность своего протеста. Желание изменить мир не увенчалось успехом.

Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС
Иллюстратор О. В. Золотухина, факультет права НИУ ВШЭ | ГИТИС

Антитеза и гипербола становятся основными приёмами в портретных характеристиках героев. Франц лишён человечности и метафорично олицетворяет жестокость феодализма. Карл Моор мечтает о справедливом обществе, без лицемерия, чинопочитания и раболепия, но его бунтарство лишено чёткого представления о пути, по которому человечество придёт к справедливому мироустройству. Осознав бессмысленность разбоя, атаман разочаровывается и сдаётся в руки правосудия.

Пьеса Ф. Шиллера представляет события, происходящие на территории разрозненных германских земель в середине XVIII века. Важной особенностью государственного устройства этого периода являлось отсутствие единой правовой системы, так как до 1896 г. на территории германских земель насчитывалось свыше тридцати действующих партикулярных правовых систем, а в отдельных областях действовало законодательство, в состав которого входили имперские законы и римское право.

Согласно наследственным нормам Франконии имущество отца безраздельно переходило к старшему сыну, о чем знал Франц и, руководствуясь собственной жадностью и жестокостью, строил козни против старшего брата, желая полностью дискредитировать его в глазах отца.

В соответствии с действовавшим до конца XVIII века Уголовно-судебным уложением «Священной Римской империи германской нации» Карл фон Моор обрёк себя на смертную казнь.

«Закон заставляет ползти улиткой того, кто мог бы взлететь орлом!»

Знаки и символы в иллюстрации

Государственное устройство на территории германских земель XVIII века, наследственное право Франконии, уголовное право Священной Римской империи

Заставки на телефон и компьютер