Январь

Частная детективная деятельность

В основу первой серии фильма легла повесть знаменитого английского писателя сэра Артура Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» (1887). Известно, что главной темой серии «Знакомство» стало противостояние разных характеров двух главных героев – Шерлока Холмса и Доктора Ватсона, которые впоследствии стали друзьями.  В этой серии доктор Ватсон узнает, что Шерлок Холмс работает частным сыщиком. Для Ватсона подобная деятельность представляется подозрительной и даже таинственной, однако он постепенно вовлекается в процесс расследования преступлений, в том числе и первого кейса- убийств нескольких американцев из мести.

Так первая серия фильма постепенно погружает нас в институт частного сыска, процветавшего в Англии в середине-конце XIX века.

Многие сцены сняты в декорациях «квартиры» миссис Хадсон на лондонской Бейкер-стрит в «доме 221B», которые построили в павильонах «Ленфильма» по старым фотографиям музея Шерлока Холмса. Для создания декораций художник Марк Каплан специально изучил иллюстрации Сидни Пэджета, который работал над книгами Конан Дойла еще при жизни писателя, а пиротехник Александр Яковлев придумал, как устроить в павильоне камин, абсолютно пожаробезопасный, но выглядящий как настоящий.  Преследуя цель передать аутентичную атмосферу викторианской эпохи, создатели фильма трудились над интерьером квартиры Холмса, поэтому находили необходимую мебель, картины, посуду на складах «Ленфильма», в музеях и даже покупали у населения. 

Съемки многих сцен второй серии проходили у дачи Салтыковых, недалеко от только строящейся тогда станции метро «Черная речка» в г. Ленинграде. В «Кровавой надписи» состав именитых актеров увеличился: Игорь Дмитриев сыграл роль инспектора Грегсона, Борислав Брондуков – инспектора Лестрейда, Адольф Ильин – Энека Дреббера, а Николай Каранченцов сыграл Джефферсона Хопа. Отдельно стоит отметить кинорежиссера Виктора Аристова, который попробовал себя в необычной роли убитого Джозефа Стэнджерсона.  

Деятельность частных сыщиков и полиции в Великобритании в XIX веке, можно сказать, были неотделимы друг от друга. До основания полиции в первой половине XIX в. (Служба столичной полиции Лондона и Скотленд-Ярд были основаны в 1829 г.)  система обеспечения правопорядка находилась в руках частных лиц при очень незначительном вмешательстве государства. Они занимались расследованием краж товаров и драгоценностей, приводили в суд предполагаемых преступников и помогали найти виновных в убийствах или в нанесении увечий. 

 Несмотря на то, что официальная полиция с начала 1830-х гг. во многом взяла на себя расследование уголовных дел, тем не менее она не могла удовлетворить все потребности следствия, вероятно, потому что частные сыщики обладали большим опытом в расследованиях, чем профессиональные полицейские. 

Одним из наиболее известных частных детективов того времени был Чарлз Филлипс, который основал агентство Pinkerton Detective Agency в Лондоне в 1852 году. Возможным прототипом Шерлока Холмса был бывший сотрудник столичной лондонской полиции Чарльз Фредерик Филд, также державший частное детективное агентство с начала 1850-х. Филд был дружен с писателем Чарльзом Диккенсом, который неоднократно писал о Филде и его приключениях — как и Ватсон о расследованиях Холмса.

Первая регламентация частной детективной деятельности в Англии появилась с принятием Закона о частных детективах 1852 года (Private Detectives Act 1852). Этот закон был введен с целью контроля и регулирования деятельности частных детективов. Закон ограничивал использование термина «частный детектив» только теми, кто был лицензирован и зарегистрирован в правительственном органе. Частные детективы должны были подавать заявление на получение лицензии, представлять свои личные данные, проходить проверку и соответствовать определенным требованиям, установленным законом. Закон также устанавливал, что частные детективы не имели полномочий арестовывать людей или проводить обыски без присутствия полиции. Они могли осуществлять расследование, наблюдение и сбор информации в рамках своих полномочий.

Описание предметов

Две пилюли

Мститель Хоп (роль исполнил Николай Караченцов) предлагал эти пилюли своим обидчикам в качестве возмездия. Одна из пилюль была безвредна, а вторая отравлена. Хоп, таким образом, оставлял на откуп судьбы, останутся ли в живых причастные к смерти его невесты. По словам Хопа, такое поведение он рассматривал не как преступление, а как справедливый суд. Подобное правосознание свойственно выходцу из Дикого Запада США, а мистер Хоуп был американцем и жил на территории западного штата — Юта. С начала золотой лихорадки с 1848 г. на диком Западе процветал вигилантизм, а также известный суд Линча, которые объединяло экстралегальное т.е. внеюридическое правосудие.

Револьвер

Изобразив посреди Лондона сердечный приступ, Холмс привлек внимание сердобольного кэбмена (Хопа), который был таинственным мстителем, искавшим возмездия за гибель своей невесты. С помощью револьвера Холмс не дал пойманному преступнику сбежать. Примечательно, что лицензия на использование огнестрельного оружия вне пределов дома появилась в Великобритании только в 1870 г. после принятия «Акта о лицензиях на оружие». Лицензия носила уведомительный характер, а для покупки оружия она вовсе не требовалась. Остается только гадать, получил ли Шерлок лицензию.

Боксерские перчатки

В серии «Знакомство» появляется единственная сцена, в которой Холмс и Ватсон боксируют друг с другом. Холмс в высокой степени овладел искусством боксирования и имел большой талант. В первой серии фильма «Сокровища Агры» состоялся диалог, из которого становится ясно, что Холмс завсегдатай подпольных боксерских боев. Помимо бокса, Холмс овладел японской техникой боя баритсу, которую против него использовал Мориарти во время схватки на Рейхенбахском водопаде. Этот вид боевых искусств упоминается как в рассказах, так и в фильме. Есть основания полагать, что Артур Конан Дойль перепутал баритсу с бартитсу — техникой самообороны.