Март

Вымогательство

Сюжет серии основан на рассказе А. Конан Дойля «Конец Чарльза Огастеса Милвертона» (1905) и разворачивается вокруг компрометирующих писем, хранящихся в особняке вымогателя Чарльза Огастеса Милвертона, главного злодея повествования. Сам дом Милвертона снимали во дворце Коттедж в Петергофском парке. Именно туда проникают Холмс и Ватсон, вырезав кусочек стекла в двери оранжереи, которую снимали в Ботаническом саду г. Ленинграда. Еще одним знаменательным элементом интерьера является особенный секретер с потайным отделением – это подлинная вещь XIX века, «сыгравшая» во многих картинах «Ленфильма», и хранящаяся теперь в музее киностудии. 

Сыщики оказываются никудышными преступниками. Так, Холмс режет руку и оставляет следы крови.  Ватсон наступает в лужу и оставляет в доме следы своей обуви, а во время бегства и вовсе теряет один ботинок. Они даже были на грани разоблачения, когда их посетил инспектор Лестрейд для того, чтобы обсудить налет на дом Милвертона и только находчивость Холмса спасает ситуацию. В фильме были задействованы известные актеры Светлана Крючкова, Борис Рыжухин и Валентина Панина, а также Бронислав Брондуков, Борис Клюев, Анатолий Подшивалов.

Правовая коллизия фильма связана с деятельностью «короля шантажистов» Чарльза Милвертона, чья преступная методика практически не содержала рисков: выкупая письма аристократов, компрометирующие их, он предъявлял жертвам требования о выплате определенной суммы, которую получал, ибо пострадавшие предпочитали не обращаться в полицию по этическим соображениям или из-за страха потерять репутацию в обществе. Но однажды отработанная схема дала сбой: вымогатель получил отказ. 

Проблема привлечения шантажиста к ответственности в викторианскую эпоху имела не только этический, но и юридический аспект. Лишь отдельные составы вымогательства (в Великобритании используется термин «blackmail») были предусмотрены Законом о клевете 1843 г. (the Libel Act) и Законом о краже 1861 г. (the Larceny Act ), а также прецедентами общего права от 1707 г. (дело Вудворта R v. Woodward) и 1805 г. (дело Саутертона R v. Southerton), и квалифицировались как тяжкие преступления. Не всякое требование денег квалифицировалось как преступное деяние. В решении по делу Саутертона, подтверждая, что получение денег под какой-либо угрозой является аморальным действием, судья Лорд Элленборо указывал на то, что сама угроза может быть квалифицирована по-разному, потому к грабежу приравнивалось лишь получение средств под влиянием фактического насилия. Таким образом, действия Милвертона по английскому уголовному праву эпохи Шерлока Холмса могли квалифицироваться лишь как проступок (misdemeanor), являющийся незначительным уголовным правонарушением, поэтому наказывались лишь штрафом и арестом. 

Описание предметов

Любовное письмо

Компрометирующее любовное письмо Евы Брэкуэлл, адресованное её любовнику - некоему эсквайру. Этот элемент особенно важен, так как является предметом преступления, именно за него «король всех шантажистов» Чарльз Милвертон требует выкуп. Шантаж, описываемый в эпизоде, можно определить понятием misdemeanor, что характеризует этот проступок как менее тяжкое преступление, граничащее с административным правонарушением.

Камин

Является атрибутом преступления, местом сокрытия вещественных улик, указывающих на Еву Брекуэлл. После того, как она убивает Милвертона, Холмс и Ватсон собирают все имеющиеся в кабинете письма и выбрасывают их в камин.

Очки Шерлока

Настоящий элемент является частью образа Шерлока Холмса. Обычно герой надевает их во время изучения вещественных улик. В очках Шерлок кажется «человечней» и располагает зрителя к себе. Этот элемент - особенность отечественного Шерлока, так как в рассказах Артура Конана Дойла они отсутствуют.