Август

Эмануэл де Витте. Рынок в порту. Конец 1660-х. Холст, масло, 60,5×75,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

На картине Эмануэла де Витте «Рынок в порту» представлена типичная сцена на рынке в Амстердаме, главном городе Голландии — богатейшей провинции республиканских Нидерландов в XVII веке. Сюжет картины связан с несколькими правовыми темами, одна из них — правовое регулирование портов.

В ту эпоху право устанавливать нормы принадлежало не только и не столько центральным органам власти Нидерландов — Генеральным штатам, но также отдельным провинциям и крупнейшим муниципалитетам, среди которых особое место занимал крупнейший город-порт Амстердам. Принятые в них акты преследовали исключительно местные интересы и зачастую противоречили единству национального законодательства Нидерландов.

В состав правительства города Амстердама входили шериф, четыре бургомистра, девять олдерменов и 36 городских советников, все они были известны как регенты. Многочисленные акты, принятые правительством Амстердама, содержали нормы, регулирующие деятельность порта и верфей, судостроение, морское и речное судоходство, а также складскую деятельность. Кроме того, они определяли отношения между торговцами, устанавливали порядок ведения розничной торговли в порту, содержали правила по получению торговых лицензий, регулировали морское страхование и многое другое.

Еще одна правовая тема, связанная с сюжетом картины, —регулирование рыболовства. В XVII веке Нидерланды располагали крупнейшим рыболовецким флотом, насчитывавшим около 2000 судов. Экономическая мощь Нидерландов была известна еще во времена владычества Испании. Нидерландские провинции занимали незначительную территорию среди испанских владений, однако обеспечивали почти половину доходов этой колониальной империи, чья власть распространялась на обширные владения в Южной Америке. Особую известность приобрел голландский сельдяной промысел. Его регулирование началось задолго до достижения Нидерландами независимости. Так, в 1519 году Карл V, император Священной Римской империи и король Испании, под властью которой Нидерланды тогда еще находились, издал первый общий закон, касавшийся сельдяного промысла в нидерландских провинциях. Этот закон, с незначительными изменениями, оставался в силе вплоть до XIX века. Согласно нему, продажа необработанной сельди за пределы страны была запрещена; вся выловленная рыба должна была помечаться специальными знаками. Закон также устанавливал сроки начала лова, его объемы, а также стандарты обработки и хранения готовой продукции сельдевого промысла.

С обретением Нидерландами независимости контроль за международным оборотом нидерландской сельди стала осуществлять специальная коллегия городов. Главенствующее положение в ней занимали Роттердам и другие портовые города, конкурирующие с Амстердамом. Любопытно, что представителям Амстердама было отказано в выдаче лицензии на осуществление международной торговли, поэтому в Амстердаме довольствовались лишь прибрежным ловом сельди и удовлетворением спроса внутреннего городского рынка.

Стремительное развитие экономических связей потребовало также введения новых инструментов для управления кредитами и денежными потоками. Одним из таких инструментов стали «обязательства» (нидерл. «Obligacie», «Obligatie») — долговые расписки, которые использовались для проведения платежей и обеспечения долгов. Тем не менее, термин «Obligatie» в то время охватывал практически любые долговые инструменты, начиная с частных долговых расписок и заканчивая официальными долговыми бумагами, выпущенными городскими советами.

Поскольку рыболовство и торговля требовали больших капиталов, из-за сопутствующих рисков большинство торговцев не могли финансировать предприятия самостоятельно. По этой причине предприятия рыбного промысла зачастую оформлялись по юридической форме товарищества. Каждый партнер инвестировал в эксплуатационные расходы судна, обычно в акции (например, 1/2, 1/4, 1/8). Прибыль рассчитывалась на основе величины акций.

Жизнь самого Эмануэла де Витте и членов его семьи можно изучать по многочисленным судебным протоколам. В частности, его вторая жена и дочь были осуждены за кражи. Жена была приговорена к позорному столбу и изгнанию из Амстердама на шесть лет, а дочь на год отправлена в тюремную прядильню. Сам де Витте также попадал в судебные разбирательства. Столкнувшись с бедностью в последние годы, он был вынужден жить у состоятельных горожан с обязательством отдавать им все написанные картины за кров и пропитание. Из-за картин художнику приходилось судиться с вдовой одного из своих покровителей. Она претендовала на картины, которые, согласно заключенному договору, должны были принадлежать ее мужу, а уже потом перейти в наследство к ней.

Эмануэл де Витте — один из самых талантливых голландских художников-реалистов. Интерьеры в работах де Витте представлены в большом масштабе, с использованием сложных перспективных построений. Произведения де Витте узнаваемы благодаря мастерскому использованию линейной перспективы.