Декабрь

Марк Луи Беньямин Вотье Старший. У адвоката (У нотариуса). 1870-е. Холст, масло. 36×43 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

На картине художника Вотье Старшего запечатлен кабинет нотариуса Рейнской провинции XIX века, которая сейчас располагается на территории Германии.

В немецких государствах того времени функционировали две правовые модели регулирования нотариата: прусская и французская.

На территории Королевства Пруссии и в государственных образованиях, находившихся в пределах прусского влияния (Саксония, Бремен, Любек), действовала модель, в соответствии с которой нотариус одновременно выполнял функции адвоката. Прусские нотариусы рассматривались как частные юридические советники, готовившие документы, в том числе и для рассмотрения судебных дел.

Однако на территориях, которые с 1801 по 1815 годы находились под юрисдикцией Франции, а позже вошли в состав прусской Рейнской провинции, сущность профессии нотариуса заключалась в осуществлении исключительно нотариальной деятельности. Французское нотариальное право определяло нотариусов как должностных лиц, назначенных для официального заверения договоров и прочих актов. В отличие от их прусских коллег, нотариусам в Рейнской провинции запрещалось заниматься иной деятельностью помимо нотариальной, в том числе не дозволялось осуществлять адвокатскую практику.

После присоединения рейнских территорий в 1815 году прусские законы подлежали введению в действие и на них, но в отношении регулирования нотариальной деятельности сохранялась автономия. В 1888 году в Пруссии был принят закон о праве нотариусов заниматься адвокатской практикой на всех территориях без исключения, однако этим правом воспользовалась лишь незначительная часть рейнских нотариусов.

На полотне художник детально изобразил интерьер кабинета нотариуса и один из его главных атрибутов — чернила. Для нотариата XIX века чернила были предметом особой значимости, поскольку ими составлялись нотариальные акты и выполнялась удостоверяющая подпись. Изначально чернила были дорогостоящими, поскольку их производили в результате сложного технологического процесса. Только к середине XIX века чернила стали изготавливать из более доступных материалов. По традиции немецкого нотариата успешно выдержавшим квалификационный экзамен и принесшим присягу нотариусам вручали пергамент, чернила и перо. 

На картине, однако, отсутствует другой важный атрибут нотариальной деятельности — печать нотариуса. Проставление печати было необходимо для заверения нотариального документа. В Средние века нотариусы использовали не печати, а перстни-печатки. С XIV века проставление личного знака нотариуса слева от подписи с помощью печатки стало традицией нотариального оборота. Позднее параллельно с использованием печаток стали применяться нотариальные штампы. Уже к началу XIX века использование перстней-печаток в Германии было заменено на проставление печатей. Печать немецкого нотариуса XIX — начала XX века содержала имя и должность ее владельца, а также название города или нотариального округа, в котором действовал нотариус. Рейнская нотариальная печать несколько отличалась от собственно прусской, которая включала в себя не только текстовую информацию, но и герб Пруссии в виде орла.

Марк Луи Беньямин Вотье Старший активно экспериментировал с различными текстурами, включая масло, гуашь, тушь. Тушью, которую использовал мастер, называют краску, приготовленную из сажи с добавлением воды и связующего материала. Рисунки, выполненные любой разновидностью туши, отличаются светостойкостью — способностью красок сохранять цвет под воздействием света.