Февраль

Луи Булонь Младший. Суд Соломона. 1710. Холст, масло. 133×166 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Правовая тематика лежит в основе сюжета картины Луи Булóня Младшего «Суд Соломона», на которой показана реализация судебных полномочий монарха. На полотне французского живописца изображен библейский сюжет — судебный процесс легендарного иудейского царя Соломона.
В царский период в Древнем Израиле судебными полномочиями обладали судьи и царь, который мог единолично рассматривать все споры, кроме религиозных. Согласно ветхозаветному преданию, еще царь Давид (около 1005 — 965 до н.э.) назначил шесть тысяч судей и писцов в разных городах для наблюдения и расправы как в религиозных делах, так и в мирских.
На полотне изображен известный библейский сюжет о судебном процессе между двумя женщинами, каждая из которых утверждала, что живой новорожденный ребенок является ее сыном. Согласно иудейской версии сюжета, две женщины были не просто знакомы, а приходились друг другу невесткой и свекровью, чьи мужья умерли. В семейном праве того периода существовал обычай йиббум. Согласно нему, если один из братьев умрет бездетным, второй должен был жениться на его вдове, обеспечив продолжение рода.
Освободить женщину от этого обычая могло только наличие живого ребенка, продолжавшего род ее покойного мужа. Признав живого новорожденного сыном свекрови, суд одновременно признал бы ребенка братом покойного мужа невестки. Тогда невестке пришлось бы ждать очень долго: только по достижении совершеннолетия подросший брат ее мужа мог жениться на ней или освободить женщину от обязанности вступления с ним в брак посредством специального обряда «разувания» — халицы.
Разрешая этот семейный спор, Соломон сперва сделал вид, что хочет применить к нему вещное право, приказав разделить предмет спора — разрубить младенца, чтобы каждой женщине досталось по половине. Он знал, что любовь истинной матери, которой на самом деле и являлась свекровь, никогда не позволит свершиться такой чудовищной несправедливости. Невестка же, напротив, была заинтересована в таком исходе: смерть ребенка освобождала ее от обязанности ждать его совершеннолетия. Поэтому, когда невестка согласилась на такое решение, а свекровь взмолилась о сохранении жизни младенца и была согласна отдать его другой, все сомнения исчезли. Соломон узнал в свекрови настоящую мать ребенка, и справедливость восторжествовала.
На полотне царь Соломон восседает на троне, украшенном барельефами с изображением львов — символа Иудеи (древнего Израиля) и иудаизма. Булонь изобразил львиные головы на спинке трона легендарного царя, тем самым подчеркивая силу, отвагу и лидерские качества правителя. Столицей древней Иудеи был Иерусалим. В 1950 году, когда утверждался новый герб столицы, ее символом был выбран лев, вставший на дыбы.
Одним из самых известных символов власти царя Соломона, которого на картине нет, было кольцо. Согласно преданию, оно обладало уникальными способностями, могло управлять сверхъестественными силами, давало владельцу возможность разговаривать с животными и даже летать. С кольцом, точнее надписью на нем — «Все проходит, и это пройдет», связана известная притча о Соломоне. В некоторых источниках кольцо также называли печатью, которой скреплялись документы и приказы царя.
Луи Булонь Младший происходил из семьи художников и еще с детства работал в мастерской отца, набираясь опыта и совершенствуя свое мастерство. В своих работах художник практически не использовал традиционные карандаши, вместо этого он предпочитал рисовать черными и белыми мелками на синей или серой бумаге, делая это свободно и утонченно (как при изучении композиции, так и для создания самостоятельных рисунков).