Январь

Клод Моне. Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента. 1903–1904. Холст, масло. 82×92 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

 

Главный композиционный элемент картины — Вестминстерский дворец в Лондоне, где заседает парламент. Здание имеет богатую историю. Изначально оно являлось монаршей резиденцией и оставалось в этом статусе до 1512 года, когда пожар уничтожил королевские покои. При этом первые заседания парламента проходили во дворце еще с 1265 года «по соседству» с королем.

Несмотря на то, что Вестминстерский дворец до сих пор находится в собственности короля, монарх не может входить в нижнюю палату английского парламента. Этот правовой обычай укоренился в английской парламентской практике в 1629 году, когда противоречия между королем и парламентом привели к роспуску палаты общин, английской буржуазной революции и казни английского монарха.

Последним монархом, посетившим палату общин, был король Карл I. В свое последнее посещение Карл I хотел арестовать нескольких депутатов. Но ворвавшись со своей стражей в палату, он увидел, что этих депутатов уже успели предупредить. Королю пришлось констатировать: «Я вижу, птички улетели».

Отличительная особенность этой картины Клода Моне – многочисленные чайки на переднем плане.

В законодательной деятельности парламента Великобритании защите этих типичных обитателей Лондона и окрестностей всегда уделялось отдельное внимание. При этом дикие морские птицы имели более привилегированное положение по сравнению с другими пернатыми: к моменту написания картины действовал принятый в 1869 году Закон о сохранении морских птиц, запрещающий охоту, разорение гнезд и уничтожение яиц.

В целом же британские законодатели последовательно устанавливали правовой режим диких животных.  Известно основанное на обычае право короля владеть лебедями, восходящее ко временам Эдгара Миролюбивого (943–975). Любопытно, что в состав титулов британского монарха и поныне входит должность «сеньор лебедей». Помимо лебедей королевской семье принадлежит огромное количество морских существ. Указ короля Эдуарда II в 1322 году постановил, что все дельфины, киты и осетры, подплывающие на расстояние до 5 метров от берегов Великобритании, являются собственностью короны. Окончательно чайки, другие дикие птицы и животные получили защиту в соответствии с Законом о дикой природе и сельской местности в 1981 году.

Особый правовой статус в Великобритании имеют и так называемые джентельменские животные. К их числу, например, относят фазанов и куропаток, тетеревов. Ряд нормативных актов запрещает использовать борзых для добычи или уничтожения «джентельменской дичи». 

На картине Моне запечатлен туман со смогом, появлявшимся в том числе из-за непрекращающейся работы фабрик и дымоходов в обычных лондонских домах. В те времена Лондон страдал от смога, ставшего результатом промышленной революции и соответствующего загрязнения воздуха. Это побудило законодателей принять ряд актов, направленных на борьбу с этим явлением. В частности, Законом о борьбе с вредным воздействием дыма 1853 года были введены штрафные санкции в отношении фабрик, которые сбрасывают чрезмерное количество дыма в Лондоне. Окончательное решение проблемы лондонского смога путем запрета на использование дымного топлива, особенно в густонаселенных местах, было установлено Законом о чистом воздухе 1956 года.

Клод Моне выработал собственную технику живописи: мастер наносил краску на холст короткой кистью широкими мазками разной формы и плотности (жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи). С самого начала своей творческой деятельности художник избегал смешивания красок на палитре, предпочитая работать чистыми цветами. Чаще всего он выбирал холсты, предварительно покрытые белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче. 

Существует мнение, что Моне использовал в своих работах всего девять красок: свинцовые белила, желтый кром, кадмий желтый, виридоновую зеленую, изумрудную зеленую, французский ультрамарин, синий кобальт, краплак красный, киноварь. Цвет черной слоновой кости Моне использовал только до 1886 года. Кроме того, для картин Моне привычно обращение к светлым тонам солнечного спектра — основе цветовой гаммы импрессионизма. Клод Моне передавал тени с помощью цвета, отказавшись от черного.