Июль

Каналетто (Джованни Антонио Каналь). Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей. Около 1730. Холст, масло. 182×259 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

На картине Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей» изображена сцена, связанная с важным для Венеции ритуалом обручения главы республики с морем, который проводился в праздник Вознесения, известный как La Sensa. Обычай появился около 1000 года, когда дож Венецианской республики Пьетро II Орсеоло одержал важную морскую победу в Далмации. В память об этом событии торжественная церемония обручения с морем стала проводиться ежегодно. Изначально она состояла из простой молитвы, обращенной к морю, но изменилась в XII веке.

В 1177 году Папа Римский Александр III посетил Венецию и даровал дожу ряд символических предметов в благодарность за помощь в противостоянии императору Священной Римской Империи. Во время церемонии обручения папа римский снял с пальца дожа подаренный им же перстень, прочитал молитву и предложил дожу бросить перстень в море «в знак истинного и вечного владычества» Венеции в водах Адриатики. Тогда древний ритуал сложился окончательно. Церемония проходила ежегодно вплоть до падения Венецианской республики в конце XVIII века.

Со временем ритуал обручения с морем стал тщательно срежиссированным действием. Символическое содержание истории проявлялось в материальной форме, поскольку венецианским правителям было необходимо подтверждать свои права на Адриатику в свете отсутствия какого-либо их документального закрепления. Так, церемония сопровождалась особой процессией, участники которой несли дары, по легенде преподнесенные папой дожу. В частности, несли белую свечу (символ чистоты и религиозной ортодоксии), меч (защитник веры), а также свинцовую печать, зонтик, трубы и знамена. Сам обряд обручения традиционно начинался с молитвы, которую католический патриарх Венеции читал с корабля, затем в устье лагуны, где Венецианский залив соединяется с Адриатическим морем, он выливал в море ампулу святой воды, а дож, в свою очередь, бросал за борт свое золотое кольцо со словами «Desponsamus te, mare» (перевод с лат. «Мы обручаемся с тобой, Море»).

Выбор обряда обручения неслучаен. В Европе до XVII века государство сравнивали с семьей, а правителей — с отцами и мужьями. В венецианском праве власть мужа над женой была урегулирована в соответствии с христианской традицией, согласно которой муж является главой семьи и покровителем всех домочадцев. Применяя юридическую концепцию брака в морском праве, венецианцы создавали неравное ритуальное партнерство, в рамках которого они, как глава семьи, защищали подвластные морские территории Венеции, осуществляя над ними суверенную власть. Читая молитву над морем и окропляя его и дожа святой водой, католический патриарх Венеции как бы давал благословение на метафорический брак между дожем и морем, на владение Адриатикой, коммерческую и политическую гегемонию Венеции в этих водах.

Обряд обручения с морем предназначался, в том числе, для закрепления международного признания прав Венеции на Адриатику. Это достигалось благодаря присутствию на церемонии иностранных послов, что свидетельствовало о согласии иностранных государств с владычеством Венеции в этом регионе.

В Венеции символам и аллегориям придавалось особое значение, в том числе для политических целей. Внимательный зритель заметит на носу Бучинторо фигуру Фемиды, воплощение божественного закона и естественного порядка. Изображение Фемиды на носу галеры подчеркивало, что богиня как свидетель призвана подтвердить юридическую силу обряда. Поскольку Венеция была известна своим сложным управлением, обширными торговыми сетями и потребностью в справедливой правовой системе для посредничества в спорах между ее разнообразным населением, именно Фемида отображала правовые и моральные идеалы Венеции. Также образ богини символизировал наследие республики и связь с классической Античностью, показывая, что Венеция стоит наравне с другими крупными политическими центрами. 

Образ Фемиды встречается в различных художественных элементах, ее иногда изображали в общественных зданиях, на триумфальных памятниках. В частности, в начале XV века статуя богини появилась на крыше Дворца дожей в окружении двух львов, символизирующих святого евангелиста Марка — покровителя Венеции.

В Венеции Фемида иногда изображалась с зонтом, одним из даров Александра III дожу и символом власти. Право использовать зонт в качестве символа светской власти было только у самих римских пап и императоров Священной Римской империи. Дарование зонта имело важное значение, поскольку означало автономию Венеции через признание власти венецианского дожа, равной власти папы и императора.  Фемида с зонтом стала олицетворением самой республики. В своем многообразии, богатстве и величии Венеция претендовала на божественную мудрость и справедливость устанавливаемых на ее территории порядков.

На картине «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей», как и на других работах Каналетто, происходящие события представлены с точностью и вниманием к мельчайшим деталям. Такой точности художник добивался с помощью новейшей техники — камеры-обскуры. Ящик с небольшим отверстием в передней стенке, через которое проходят лучи света, дающие на противоположной стенке обратное изображение предмета, позволял художнику фиксировать отдельные детали отображаемого пейзажа.