Июнь

Винсент ван Гог. Прогулка заключенных. 1890. Холст, масло. 80×64 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Винсент ван Гог написал картину «Прогулка заключенных» в 1890 году, вдохновившись гравюрой французского иллюстратора Гюстáва Дорé. В феврале 1890 года Винсент ван Гог находился в психиатрической лечебнице Сен-Поль, где у художника не было возможности писать с натуры. Сюжет картины отсылает сразу к нескольким правовым темам. Первая из них — великая судебная реформа английского короля Генриха II.

Как и Доре, ван Гог изобразил заключенных во дворе Ньюгейтской тюрьмы, которая стала первым местом содержания, возведенным в соответствии с требованиями Кларендонской ассизы (1166)королевского акта, скрепленного Великой печатью Англии. Этот документ стал одним из ключевых для судебной реформы и оказал значительное влияние на развитие английского общего права. Основой реформы Генриха II стало создание системы разъездных королевских судов, направлявшихся в графства для отправления правосудия от имени короля по делам о кражах, грабежах и убийствах. Также Генрих II предписал строить тюрьмы во всех графствах Англии для содержания подозреваемых в преступлениях до прибытия королевского суда.

Согласно средневековым статутам, учреждением должны были управлять два ежегодно избираемых шерифа, которые передавали управление тюрьмой частным тюремщикам или смотрителям, платившим за это определенную плату. Им, в свою очередь, разрешалось взимать плату с заключенных, что делало эту должность одной из самых прибыльных в Лондоне. Охранники, доходы которых частично зависели от вымогательства, брали плату с заключенных за еду, постельное белье и освобождение от кандалов. Эта ситуация практически не менялась до принятия в 1823 году акта о тюрьмах, в соответствии с которым была предпринята попытка развить и упорядочить пенитенциарную систему, созданную усилиями местных властей в графствах. Акт 1823 года устанавливал запрет на взимание поборов с заключенных, а также закреплял за государством обязательства по оплате труда тюремщиков.

Рассматривая картину ван Гога, можно заметить пару порхающих бабочек на фоне тюремной стены. Для художника они могли  символизировать надежду на освобождение. С развитием правовой мысли в конце XVIII века, в первую очередь, Джоном Говардом и Иеремией Бентамом была предложена модель уголовного наказания, которая предусматривала профессиональное обучение, трудовое и нравственное воспитание заключенных с целью их исправления. Поэтому не исключено, что изображение бабочек может служить метафорой трансформации человека, возможности его изменения в лучшую сторону, превращения преступников в законопослушных граждан.

Законом о тюрьмах 1877 года полный контроль над пенитенциарной системой Англии был передан Тюремной комиссии, а окружные магистраты были лишены полномочий в отношении местных тюрем. Позднее, в 1890-х годах в докладе правительственного комитета по пенитенциарной системе Англии был сделан вывод о том, что целью тюремного заключения должно быть наказание, направленное на исправление заключенного, что нашло отражение в Законе о тюрьмах 1898 года.

Еще один правовой аспект, отраженный на картине, — это распространенный на тот момент метод идентификации преступников: детективам приходилось запоминать каждого осужденного в лицо. Для этого и организовывали «парад заключенных». Так, во второй половине XIX века руководитель Скотленд-Ярда Говард Винсент начал несколько раз в неделю отправлять инспекторов в тюрьмы рассматривать и запоминать лица преступников, которые находились под стражей. Этот способ опознания ранее судимых преступников помогал найти среди заключенных тех, кто разыскивался за совершение иных преступлений. Метод фотографирования уже существовал на момент написания картины, но его применение в уголовном розыске было эпизодическим и нестандартизированным: в середине XIX века заключенных фотографировали лишь в некоторых тюрьмах Дании и Швейцарии. Другой известный метод идентификации преступников, предложенный префектом Парижа Бертильóном, — так называемый бертильона́ж. Он представляет собой систему 14 антропометрических замеров, которые позволяли установить личность человека по его физическим данным. Этот метод был предложен лишь в 1890 году, однако просуществовал недолго.

При написании картины ван Гог больше использовал синюю краску. Художник известен своей любовью к холодному синему цвету, который он сочетал с теплым желтым, передавая так свое внутреннее состояние. Борьба этих двух цветов также символизирует внутренний конфликт, который происходил в жизни ван Гога — между надеждой и отчаянием, радостью и печалью. Художник часто использовал синий цвет для написания автопортретов. Через синий и его многочисленные оттенки он пытался понять себя как человека и личность.