Март

Парис Бордоне (Парис Паскалинус). Явление сивиллы императору Августу. 1550-е. Холст, масло. 165×230 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

На картине Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу» отражена средневековая христианская легенда, описанная в XIII веке в знаменитом сочинении итальянского писателя Иакова Ворагинского «Золотая легенда». Согласно этой легенде, римский император Август, который еще при жизни пожелал стать обожествленным, получил от Тибуртинской Сивиллы, прорицательницы, жившей в начале I века н.э., предсказание, что он увидит истинного бога. Став вскоре после этого свидетелем явления Мадонны, держащей на руках младенца Иисуса Христа, Август отказался от своего обожествления.

Правовое содержание истории, представленной на полотне, связано с юридическим статусом первых лиц Древнего Рима. Титул императора происходил от понятия «империй», означавшего высшую власть, которой наделялись должностные лица Рима, у многих из которых были и военные, и гражданские полномочия. Император являлся принцепсом — первым среди равных в Сенате. Особенностью титула принцепса стало совмещение власти народного трибуна, позволявшей контролировать законодательный процесс с помощью права вето, с высшими военными полномочиями и властью над провинциями.  Некоторые императоры также получали статус первого жреца — великого понтифика.

Во многих древних государствах было принято обожествлять правителя. Римская империя не стала исключением: культ императора начал формироваться в период правления Августа и просуществовал вплоть до начала христианизации государства с принятием Миланского эдикта в 315 году при Константине Великом.

Обожествление, или апофеоз, оформлялось решением Сената по предложению императора. В экстраординарных случаях Сенат мог произвести обожествление самостоятельно. Указом Сената императору присуждался титул divus (перевод с лат. «божественный»), который становился неотъемлемой частью его имени, а для служения культу назначался жрец.

Отдельные исследователи, однако, отмечают, что сюжет картины Париса Бордоне посвящен не только Августу, но и событиям, происходившим через полторы тысячи лет в Священной Римской империи германской нации. Известно, что европейские правители нередко сравнивали себя с историческими личностями Античности и на этом строили свою политику. В частности, когда в 1519 году был поднят вопрос о том, кто займет престол Священной Римской империи, сторонники испанского короля Карла I, претендовавшего на имперский трон, использовали легенду о пророчестве Тибуртинской Сивиллы, ассоциируя монарха с Августом.

Должность императора была выборной, однако сакральный характер особе монарха придавала его коронация Папой Римским. С XIII века право избирать императора было предоставлено ограниченному числу имперских князей, так называемых князей-выборщиков. Основным правовым актом в этой сфере являлась Золотая булла 1356 года. Документ определял правила избрания императора, а также феодальные привилегии субъектов империи, ограничивавшие императорскую власть. Император осуществлял верховную светскую власть и правосудие, а также был главным представителем империи в межгосударственных отношениях. Однако его право объявлять войну, заключать мир и союзы от лица всей империи было ограничено и требовало согласования с князьями территорий, входивших в состав империи.

В небе на картине запечатлено солнечное гало — оптическое явление в виде радужных колец вокруг солнца. Оно неспроста вызывает ассоциации с нимбом, указывая на божественный свет и являясь символом вселенской справедливости. Художники эпохи Возрождения изображали солнечное гало, чтобы подчеркнуть значимость персонажей. На картине «Явление сивиллы императору Августу» солнечное гало, окружающее Марию и младенца Иисуса Христа, символизирует свет божественной истины, открывшейся Августу.

На картине в руках Мадонны или рядом с ней мог быть изображен цветок лилии — символ чистоты и невинности. Лилию часто изображали на полотнах эпохи Возрождения и позднее как атрибут Девы Марии, а также символ Благовещения, радостной вести о воплощении Спасителя.

На полотне Париса Бордоне персонажей окружает детализированная архитектура — она нередко становилась фоном для мифологических и религиозных сюжетов на картинах художника. Отдельные архитектурные элементы он изучал в том числе по теоретическим трактатам Себастьяно Серлио. Эти знания позволяли Парису Бордоне достигать высокой точности в передаче пропорций и форм классических построек. Художник также был знаком с ордерной системой античной архитектуры. Расположив второстепенных персонажей на лестнице, в портиках зданий и галереях, Бордоне создал почти театральную мизансцену.