Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Май

Жан Луи Форен. Скачки. Конец 1880-х. Холст, масло. 38×45 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

На картине Жана Луи Форена, написанной в конце 1880-х годов, изображен ипподром. Вокруг сидящего на лошади жокея толпятся игроки, обсуждающие ставки и просматривающие бюллетени скачек.

История правового регулирования скачек во Франции уходит корнями в XVII век: впервые проведение скачек было задокументировано в 1651 году в результате пари между двумя дворянами при Людовике XIV, «короле-солнце». Людовик XVI организовал жокейский клуб и королевским указом установил правила скачек, которые включали требование предоставлять сертификаты о происхождении лошадей. В 1865 году с целью улучшения условий разведения чистокровных скаковых лошадей было основано Французское общество верховой езды. После создания ипподрома Лоншан в Париже в 1857 году скачки стали привлекать все большую аудиторию.

На переднем плане картины, изображающей скачки на этом ипподроме, мужчина с программой скачек в руках. Такой буклет, в котором были указаны время проведения скачек и информация о лошадях и наездниках, выдавали зрителям и участникам состязаний. По каждой заявленной лошади в программе содержались сведения о животном и его скаковой истории, владельце, тренере и жокее.

Потребность в столь подробной информации у широкой публики определялась не только спортивным азартом. На протяжении всей истории скачек состязания лошадей были связаны с денежным интересом организаторов пари и тех, кто делал ставки на результаты. С появлением тотализатора прямые пари на результат состязаний между двумя знакомыми людьми сменяются публичной игрой со ставками.

Вслед за Великобританией во Франции развиваются два метода ставок. Букмекерская система предлагала игрокам ставки с фиксированными коэффициентами, заявленными организатором пари — букмекерской конторой. Такая система также не лишена рисков, главным из которых является возможность организаторов пари повлиять на результаты скачек.

От ставок с фиксированными коэффициентами в букмекерских конторах отличаются ставки на тотализатор. Тотализаторы представляли собой механические счетчики, которые помещались при кассах для приема ставок. При расчете из общей суммы всех ставок отчислялся определенный процент в пользу организатора — скакового общества, а остальные деньги делились между теми, кто поставил на лошадь, победившую в заезде. Первый официальный тотализатор во Франции начал действовать в 1888 году.

Закон 1891 года «О скачках на лошадях» установил тотализатор единственным легальным способом проведения азартных игр на скачках на территории Франции и запретил организацию ставок с фиксированными коэффициентами. Согласно этому закону, часть доходов от пари должна была расходоваться на нужды коневодства. Дополнительно законом 1893 года «О скачках на лошадях и взаимных ставках» был установлен размер налога на доходы от ставок, который взимался с организаторов тотализатора.

 Картина Жана Луи Форена демонстрирует живописные особенности импрессионизма — внимание к игре солнечного света и общий этюдный характер композиции. На рентгенограмме хорошо видны авторские переработки композиции. Изначально художника больше интересовала передача пластики лошади – положение ее ног неоднократно перерабатывалось.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!