Ноябрь

Рембрандт Харменс ван Рейн. Изгнание торгующих из храма. 1626. Дерево, масло. 42×32 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Изгнание торгующих из храма» посвящена библейскому сюжету. События происходят во время одного из самых важных для иудеев праздников, посвященных освобождению из египетского рабства, и отсылают сразу к двум правовым темам. Первая связана с изгнанием торговцев за пределы Иудейского храма.

Известно, что иудейское право, будучи одной из древнейших правовых систем, по своей природе является религиозным и опирается на многочисленные источники, к которым, в том числе, относятся религиозные тексты и комментарии к ним.

В праздник Песах в Иерусалим сходились тысячи паломников. Согласно иудейским нормам, паломничество в храм предполагало принесение в жертву животных, которых паломники могли приобрести у торговцев в храмовом комплексе. С одной стороны, торговля животными обеспечивала паломников необходимым, но с другой — нарушала строгий запрет заниматься любой деятельностью в праздник и на храмовой территории. Это и возмутило Иисуса. Он сделал хлыст из витой веревки и разогнал и жертвенных животных, и торговцев.

Вторая правовая тема связана с переворачиванием столов менял. На территории Иудейского храма и в прилегающем пространстве действовал запрет на использование римских и греческих монет, так как на них были изображения человека, животных и языческих богов. На римских монетах чеканили образ Цезаря. На тирской тетрадрахме — городского бога Мелькарта в образе Геракла и птолемееевского орла, считавшегося символом Зевса. Поэтому паломникам для приобретения жертвенных животных было необходимо менять их монеты на шекели. Этим и занимались менялы, изображенные Рембрандтом.

Согласно библейскому повествованию, храмовая охрана не вмешалась, не попыталась остановить Иисуса Христа и не заступилась за торгующих. Современные исследователи предполагают, что причиной бездействия охраны могло стать нежелание спровоцировать беспорядки, поскольку многие паломники поддержали действия Иисуса. Также считается, что таким образом Христос выступал против жертвоприношений, которые создавали у верующих иллюзию сделки с Богом в ущерб покаянию. Такой же позиции придерживались и другие пророки — современники Иисуса (Иеремия, Иоанн Креститель).

Среди предметов, отражающих юридическое содержание сюжета, можно выделить стол менял, который имеет как правовое, так и символическое значение. В Библии стол является не просто элементом декора или мебелью, он символизирует общность, гостеприимство и благость Бога, а также означает благодать и доброту. В Новом Завете Иисус часто изображается за едой и питьем с людьми из самых разных слоев общества. Так Иисус показывал, что Божья любовь и благодать доступны всем вне зависимости от социального статуса. 

Невидимый на картине, но значимый в контексте этой темы предмет — римские денарии. В те времена Палестина была частью Римской империи, и в Иерусалиме размещался римский гарнизон. Все иудеи должны были платить римскому императору подать (ее собирали презираемые иудейскими патриотами «соглашатели» — мытари). Римская налоговая и денежная политика привела к распространению римских монет в регионе.

Отличительный признак картин Рембрандта — светотень, которую художник использовал для создания контраста между персонажами, противопоставляя свет и тьму. Мастер накладывал краску густо и рельефно на наиболее освещенные участки на картине, иногда даже не кистью, а мастихином или просто пальцами. Многие впоследствии использовали этот прием, но никто не делал это так последовательно и изобретательно, как Рембрандт.

Художник оставил на картине монограмму «RHL», которая видна на колонне за изображением торговцев. Так он подписывал свои картины. «R» — Rembrandt, «H» — Harmens (имя его отца), «L» — Leiden (родной город художника).