Октябрь

Лука Джордано. Любовь и пороки обезоруживают правосудие. Конец 1660-х. Холст, масло. 231×285 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

На картине Луки Джордано «Любовь и пороки обезоруживают правосудие» мы видим аллегорический сюжет о богине правосудия Юстиции, которая лишается своих важнейших атрибутов – меча и весов. С помощью изображений страдающей или обиженной Юстиции в искусстве Средних веков и Возрождения осмыслялись трудности, возникающие при реализации идеалов правосудия в обществе. Джордано акцентировал внимание на человеческих качествах, вступающих в конфликт со строгой логикой Юстиции. Важно, что речь идет не только о пороках, способных разрушить любое благое начинание, но и о любви, которая в сфере правосудия превращается в пристрастность.

Юстиция стала частью древнеримского пантеона при первых римских императорах, когда был основан храм в ее честь.  Со временем образ Юстиции впитал в себя черты божеств греческой мифологии: богини правосудия Фемиды, воплощения божественного закона, и ее дочери богини Дике (также ассоциировавшейся с правосудием).

 Весы – традиционный атрибут богини правосудия, известный еще в древности. Меч же, как классический символ власти, начали изображать в руках богини правосудия в Средние века. Его расположение призвано отражать настроение богини: меч вверх — казнить, вниз — миловать. На картине Луки Джордано Юстиция направила меч вниз.

В позднем Средневековье Юстиция обрела еще один атрибут — повязку на глазах. Завязанные или закрытые глаза Юстиции или греческой богини Фемиды в средневековом искусстве стали символом беспристрастности суда. Кроме того, образ Фемиды иногда дополняют венок, корона или зонт — символы, подчеркивающие царственный статус.

Одним из самых загадочных предметов на картине Джордано является страус. Этот символ восходит к образу древнеегипетской богини истины, справедливости, закона и миропорядка Маат, которая имела при себе страусиное перо для взвешивания сердец покойных.  В эпоху Возрождения на многих произведениях искусства в качестве аллегории истины и справедливости изображали эту птицу — страус стал важным атрибутом богини правосудия Юстиции. Также страусиные перья часто использовались в геральдике того времени. Симметричные перья указывали на столь важные для юриспруденции принципы, как равноправие и беспристрастность. Однако на картине «Любовь и пороки обезоруживают правосудие» страус изображен неживым, что раскрывает основной сюжетный мотив: под воздействием пороков и любви правосудие лишено справедливости и беспристрастности.

Кроме того, на картине нет одного из важнейших атрибутов Юстиции — дискоса, круглого блюда. В Древнем Риме этот предмет символизировал божественное происхождение правосудия и часто изображался на римских монетах. Отсутствие дискоса указывает зрителю на правосудие, лишенное духа справедливости.

Лука Джордано использовал красный мел для создания набросков и рисунков. Художник наносил красные штрихи, создавая при этом вкрапления с помощью порошка того же мела. Эта техника, по всей видимости, придуманная им самим, в целом соответствует его живописной манере: у Джордано было прозвище «Luca Fà-presto», что означает «Лука, делающий быстро». Такое прозвище мастер впервые получил от отца, когда помогал в написании недорогих картин для продажи, и в дальнейшем полностью его оправдал — работал Лука Джордано действительно с поразительной скоростью.