Сентябрь

Маринус ван Реймерсвале (Роймерсвале), мастерская. Сборщики податей. Около 1550. Дуб, масло. 117,7×84 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Маринус ван Реймерсвале — известный нидерландский художник, кисти которого принадлежит множество картин бытового жанра, а одной из любимых тем мастера и его учеников была деятельность сборщиков налогов.

Сюжет картины «Сборщики податей» насыщен правовой тематикой и прежде всего связан с налоговой системой средневековых Нидерландов.

Сбор налогов в Нидерландах, которые в то время входили в состав владений испанских Габсбургов, осуществлялся по крайне сложной системе, так как государство не было централизованным.  Общую сумму налогов, которую необходимо было собрать, устанавливал монарх, а финансовую политику осуществлял назначаемый им наместник, который должен был советоваться с Генеральными штатами. В полномочия этого представительного органа власти, в котором состояли дворяне и богатые купцы, входило распределение установленной монархом суммы налогов между провинциями. Сумма налогов, подлежащая сбору с конкретной провинции, распределялась между ее муниципалитетами и сельскими округами.

В то время в Нидерландах существовала откупная система взимания налогов (belastingpacht). Это означало, что право сбора податей приобреталось на аукционе и оформлялось откупной (откупным контрактом). Такой контракт имел временный характер, он заключался на срок от трех месяцев до одного года. Частное лицо, которое могло сразу заплатить требуемую сумму налогов, приобретало право собирать налоги в границах, например, отдельного муниципалитета. Сборщики имели законные основания завышать норматив, установленный государством, для получения прибыли, которая в том числе покрывала расходы на приобретение соответствующих полномочий.

Нидерланды были одним из самых богатых владений династии Габсбургов, находясь с XVI века в управлении их испанской ветви и принося в государственную казну 45% от всех доходов. В связи с постоянными военными походами христианских монархов, а также необходимостью оборонять границы государства, на территории Нидерландов неоднократно пытались ввести повышенные налоги.

Монетарное право — другой правовой аспект, который связан с этой картиной. Россыпь монет чеканки различных монетных дворов Европы, изображенная на картине, отражает сложность денежной системы Нидерландов. Монетарное право там опиралось еще на Золотую буллу 1356 года, изданную императором Священной Римской империи Карлом IV. Согласно этому документу, князья имперских земель имели право на чеканку собственной монеты. Поэтому в разных провинциях Нидерландов в обращении находились различные монеты. В центральной части страны использовались местные серебряные монеты — стювéры, которые первоначально чеканились в Антверпене, а с конца XIV века в Амстердаме. На севере Нидерландов стюверы производили достаточно редко, там в обороте были северогерманские монеты, а на юге — фламандские. Введение в оборот золотых монет было связано с Крестовыми походами и последовавшим за ними потоком торговцев в Европу — последние серебро не ценили.

Отдельные детали картины придают дополнительные смыслы основному правовому сюжету. Так, на полотне присутствует излюбленный символ голландской живописи — попугай. Эта птица со времен Средневековья, с одной стороны, считалась свидетелем грехопадения, с другой — символизировала достаток. И то, и другое, возможно, хотел подчеркнуть художник по отношению к сборщикам налогов того времени.  

Маринус ван Реймерсвале, как и другие знаменитые нидерландцы, при создании своих полотен использовал специальные кисти, которые применяют и современные художники. Речь, в частности, идет о беличьей кисти и кисти из щетины. Беличьи кисти изготавливали из хвостовых волос животного, они были мягкими и имели эластичную текстуру. Круглая или плоская кисть из натуральной щетины делалась из свиного волоса. Такие кисти отлично подходили для масла: они хорошо держали краску за счет того, что их окончание не было расщеплено.