«Право и театральное искусство»: диалог представителей НИУ ВШЭ и ГИТИСа
В рамках соглашения о сотрудничестве между факультетом права НИУ Высшая школа экономики и Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) в сфере научных исследований взаимосвязи права и культуры 22 марта 2023 года состоялся уникальный научно-исследовательский семинар,посвященный взаимодействию права и театра.
Стороннему наблюдателю может показаться, что эти две области имеют мало общего, но те, кто исследовал их точки соприкосновения, сообщают, что связь очевидна и даже интуитивно понятна. В Учебном театре ГИТИС студенты факультета права НИУ ВШЭ посмотрели спектакль «Чайка» по пьесе Антона Чехова (режиссёр — Татьяна Морозова). После чего со студентами актерского факультета Мастерской Бориса Афанасьевича Морозова, задействованными в спектакле, обсудили вопросы взаимосвязи права и театра через призму театральной постановки.
Модераторами мероприятия выступили Григорий Анатольевич Заславский, к.филол.н., ректор ГИТИСа и Юлия Владимировна Ерохина, к.ю.н., доцент, руководитель проектной группы «Право и искусство», заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ. В дискуссии приняли участие эксперты — Борис Афанасьевич Морозов, народный артист РФ, профессор, художественный руководитель курса, Татьяна Борисовна Морозова, старший преподаватель актерского мастерства в Мастерской Б.А. Морозова и в Мастерской М.В. Скандарова, студенты факультета права НИУ ВШЭ, студенты актерского факультета ГИТИСа.
Когда мы говорим о праве в искусстве, почти сразу на ум приходят «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы» Достоевского или «Воскресение» Толстого.
Но что если поискать право в пьесе, в которой, казалось бы, никакого права вовсе нет? Например, в «Чайке» Чехова. Простые сцены из провинциальной жизни, несколько пудов любви и примесь нервного надрывного юмора. Тем не менее, мы попробовали это сделать.
Вместе со студентами ГИТИСа студенты факультета права НИУ ВШЭ порассуждали над вопросами:
– Возможно ли, что Треплева довели до самоубийства?
– Насколько законно, что отец оставил Нину Заречную без наследства?
– При подготовке к роли разбирают ли актеры пьесу с правовой точки зрения?
На эти и другие вопросы участники дискуссии попытались найти ответы в ходе обсуждения. Этот диалог с пьесой Антона Павловича Чехова и студентами факультета права, студентами актерского факультета ГИТИСа позволил иначе взглянуть на всем известный сюжет. В результате выяснилось, что и юристы, и актеры могут получить некий новый взгляд на вопросы взаимосвязи права и театрального искусства.
Мы благодарим студентов и преподавателей ГИТИСа за чудесную постановку и за возможность вживую пообщаться на тему взаимовлияния права и театрального искусства.
Студентка факультета права НИУ ВШЭ Цветик Анастасия Павловна (БЮР2205) поделилась своим впечатлением от прошедшего мероприятия:
Не передать словами, какую бурю эмоций подарил мне сегодня спектакль «Чайка» по гениальной пьесе А.П. Чехова. Сегодня произошло погружение в другую реальность — место, где нет временных рамок, где ты с трудом можешь отделить свои чувства от чувств персонажей. Настолько сильно начинаешь сопереживать судьбе каждого героя, удивляешься глубокому символизму, заложенным писателем и режиссером пьесы, что в какой-то момент кажется, будто ты начинаешь постигать истину человеческой натуры. Вечный конфликт между консервативными отцами, матерями и их детьми, противостояние новых и старых форм в искусстве, способность и неспособность человека пережить переломный момент в его жизни, любовь счастливая и несчастная — все эти явления нашли отражение в постановке.
В конце вечера нам, студентам факультета права НИУ ВШЭ, выпала уникальная возможность напрямую пообщаться со студентами-актерами ГИТИСа, обсудить символы и контекст спектакля.
От всего сердца благодарю Григория Анатольевича Заславского и Юлию Владимировну Ерохину и других организаторов данного мероприятия за подаренные впечатления.