«Леди Макбет Мценского уезда»

Название: Н.С. Лесков

Автор: Илья Ефимович Репин

Создание: 1889 год

Жанр: Портрет

Стиль: Реализм

Техника: бумага, карандаш

Нахождение: Частная коллекция

Краткое описание

Автор:  Н. С. Лесков

Год: 1864 г. 

Жанр: Очерк

В 1864 году русский писатель Н. С. Лесков создал удивительнейшее произведение литературы, поражающее в первую очередь своим содержанием, незаурядными героями и их трагичными судьбами. Лесков в своем произведении поднимает вопрос о нравственности героев, а также правомерности их поступков. Одной из особенностей повести является отсутствие в ней прямо обращенного к читателю вопроса о нравственности героев. Это удивляет нас, ведь чувства, переживания героев являются привычными явлениями в классических произведениях, где герой в силу обстоятельств оказывается перед кажущейся необходимостью лишить жизни другого человека. Владимир Ленский, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», испытывал редкие переживания и тревоги перед дуэлью. Мечется душа Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как перед убийством старухи-процентщицы, но ничего подобного в повести Н. С. Лескова нет. Писатель выбирает для рассказа о страшных событиях жанр очерка, который предполагает именно описание без каких-либо оценочных суждений. Здесь сам автор является лишь тихим наблюдателем, но задуматься над чудовищными картинами, нарисованными им, сделать какие-то выводы обязан сам читатель.

Главная героиня произведения — Екатерина Львовна, весьма обыкновенная для того времени представительница высшего общества — она не была красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Жила при всем довольстве в доме свекрови, не обласканная мужем, не любящая его, не имеющая детей. При такой жизни Катерина Львовна откровенно скучает. Ничем не занятая, предоставленная самой себе, Катерина Львовна не знала чем себя занять, тем самым представляла собой типичный портрет русской дворянки и, тем не менее, мы понимаем, что никакой склонности к преступлению в этой женщине нет. 

Тоскующая по живому человеческому слову, Катерина Львовна со всей силой своего характера и жажды жизни отвечает первому, кто обратил на неё внимание, — молодому приказчику Сергею. Не задумываясь, она идет за его желаниями, а он умело управляет ею, играя на её чувствах. Но почему возможностью устранения препятствий на пути к счастью Катерина Львовна считает именно убийство? Наверное, потому, что она — дитя той среды, которая сама рождает жестокость, не имея никакого сочувствия к человеческим слабостям. И Катерина Львовна защищает себя теми способами, какие ей подсказывает эта среда. Когда свёкор героини узнал о романе, он пригрозился расправиться с нею и ее возлюбленным, ни минуты не раздумывая Катерина Львовна решает отравить его, но никто и не заподозрил убийства. Равнодушие окружающих, чувства безнаказанности и отсутствие вины за убийство — за «первую песенку» — все это ведет Катерину Львовну дальше по пути преступления. 

Смело и нагло разговаривая с вернувшимся мужем, уже зная, что произойдет, Катерина Львовна чувствует за собой силу и право распоряжаться чужой жизнью. «Одним движением она отбросила от себя Сергея, быстро кинулась на мужа... схватила его сзади своими тонкими пальцами за горло; и, как сырой конопляный сноп, бросила его на пол». Катерина Львовна, как и Сергей, так и не осознала до конца, что совершила. Любовь ослепила ее, но этим нельзя оправдать преступления. Пылкий характер дал о себе знать, жестокость взяла верх. Неспособность оценить себя, свои поступки и желания, неумение считаться с ценностью человеческой жизни, равнодушие окружающих — вот что привело героев к нравственной и социальной гибели, а также к таким правонарушениям как убийство и нарушение абсолютного права человека — право на жизнь.

Проверить свои знания