• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

БАПС-метод

Написание текста – итерационный процесс. Чистовая версия получается ни с первого и даже ни со второго раза. Предлагаем вашему вниманию отрывок о процессе написания текста (Garner B. Legal Writing in English), в котором автор использует метафоры, чтобы описать итерации: итерация “Безумец”; итерация “Архитектор”; итерация “Плотник”, итерация “Судья”.

“Писатели работают по-разному и часто экспериментируют со многими методами, прежде чем выработать определенные привычки. Но большинству писателей нужен способ изложить свои еще не сформировавшиеся идеи в каком-то ином порядке, нежели "сверху вниз". Как только у вас в голове появились идеи - даже если они еще не до конца сформированы - вы готовы начать. Но вы еще не готовы начать писать предложения из абзацев. Вы готовы начать изложение, которое само по себе может быть многоэтапным процессом. Здесь мы обсудим составление конспекта, который, вероятно, не будет похож на конспекты, которые вы пробовали составлять для других писательских проектов. Во-первых, давайте разделим процесс написания на его составные части.

Полезно думать, что процесс написания состоит из четырех этапов:

  1. Вы думаете о том, что хотите сказать - как можно больше и как можно быстрее.
  2. Вы определяете разумный порядок этих мыслей, то есть составляете план.
  3. Используя конспект в качестве руководства, вы пишете черновик.
  4. Отложив черновик на несколько минут или дней, вы возвращаетесь и редактируете его.

Эти четыре шага основаны на системе, разработанной доктором Бетти Сью Флауэрс, профессором английского языка Техасского университета. Она дала название каждому из этапов:

  • Безумец - творческий дух, генерирующий идеи
  • Архитектор - планировщик, который обеспечивает прочность и привлекательность конструкции
  • Плотник, строитель, который делает углы квадратными, а прилавки ровными
  • Судья, который проверяет, не пошло ли что-то не так

Каждый персонаж представляет собой отдельную интеллектуальную функцию, которую писатели должны проработать.

Безумец, по сути, - это ваше воображение. Этот персонаж, хотя и гениальный, почти всегда небрежен. Когда вы находитесь в фазе Безумца, вы стремитесь к обилию мыслей - как можно большему их количеству. В идеале, однако, вы не будете выписывать предложения и абзацы. Скорее, вы будете

записывать идеи. И если вы попадете в точку, ваши записи будут быстрыми и яростными.

Вам нужно будет защитить Безумца от Судьи, которому не нравится неряшливость Безумца. Если вы не прибережете Судью для более поздних этапов работы, Безумец может оказаться в большой опасности. У писателей в голове обычно идут небольшие сражения, если позволить гипер критичному Судье начать цензурировать идеи даже тогда, когда Безумец пытается их развить. В результате возникает писательский блок. Поэтому научитесь не пускать судью на пути Безумца. Другие шаги не менее важны.

После того как вы позволили Безумцу выдвигать идеи - без определенного порядка - Архитектор должен их упорядочить. Но Архитектору практически невозможно хорошо работать до тех пор, пока Безумец не получит некоторую свободу действий. Хотя вначале работа Архитектора может быть нелинейной, в конечном итоге вам понадобится линейный конспект - план, показывающий шаги на пути от начала, середины и до конца. Как правило, в юридической литературе вы выстраиваете свои пункты от наиболее важных к наименее важным, а затем завершаете аргументацию сильным заключением.

Далее наступает очередь Плотника как лидера. Здесь начинается серьезная работа. Следуя указаниям архитектора, плотник строит проект. Конечно, эти спецификации значительно облегчают работу плотника. В идеале плотник пишет быстро, рассматривая набросок как ряд пробелов, которые нужно заполнить. Для многих людей плотницкая работа - наименее приятная часть писательства. Им трудно сесть и написать черновик. Эта проблема возникает в основном из-за того, что они пропускают этапы "Безумца" и "Архитектора" - как будто любой писатель может делать три вещи одновременно: придумывать идеи, упорядочивать их и вербализировать. их. Так не бывает, даже у выдающихся писателей. В любом случае, работа плотника становится относительно легкой, если безумец и архитектор сделали свою работу. Еще одна вещь, которую нужно сделать, играя роль Плотника, - это опять-таки не мешать Судье. Если вы постоянно останавливаете себя, чтобы отредактировать работу Плотника, вы замедляете себя. И вы становитесь в другую позицию - редактора, а не писателя. Тем не менее, плотник проявляет значительную осмотрительность, следуя планам архитектора. Плотник будет вносить архитектурные уточнения здесь и там при создании параграфов и разделов. Когда у вас есть черновик, неважно, насколько грубый, Судья может, наконец, приступить к работе. за дело. Для многих писателей именно здесь начинается самое интересное. У вас есть зачатки солидного произведения, но теперь вы можете исправить неровные края. Судья делает все: от сглаживания грубых переходов до исправления грамматики, орфографии и опечаток. Альтернативное название судьи - "уборщик", потому что большая часть работы судьи заключается в наведении порядка.

Каждый персонаж играет важную роль, и в той мере, в какой вы ослабите любого из них, ваше произведение пострадает. Если вы, например, решите "набросать" черновик, просто сев и написав его, вы начнете с этапа Плотника. Вы попросите Плотника сделать не только плотницкие работы, но и работу Безумца и Архитектора. Это высокая задача. Люди, которые пишут таким образом, склонны медлить. Если вы решите, что в наброске можно начать с римской цифры I, вы все равно будете многого требовать: Архитектору придется одновременно придумывать идеи и выстраивать их в последовательность. И каким бы ни был ваш порядок I-II-III, он, вероятно, окаменеет в более поздних черновиках. Мозг большинства писателей не настолько эластичен, чтобы позволить части IV стать частью I(D) в более позднем черновике, даже если она логически принадлежит этому месту. Вот почему очень важно позволить Безумцу прокручивать идеи на на ранних стадиях планирования произведения. В идеальной обстановке идеи приходят к вам так быстро, что трудно записать их все, пока ваш ум мчится. Один из способов сделать это, а также привести себя в состояние Безумца это использовать нелинейный конспект. Среди юристов наиболее популярным типом нелинейного конспекта является "Вихревая птица".

Сокращенное название проекта помещается в центре. Затем вы начинаете добавлять идеи - чем больше, тем лучше. Для каждой основной идеи, которая у вас есть, используйте ответвление от центрального круга. Для вспомогательных идей попробуйте ответвления от основной ветви. Все, что вы захотите упомянуть, помещается в вихревую птицу, у которой нет ни верха, ни низа. Вы стремитесь к обилию мысли, не заботясь о том, чтобы расположить их в правильном порядке.

Как только у вас появится такой линейный конспект - то, что многие писатели могут создать, только если сначала сделают нелинейный конспект, - написание первого черновика станет гораздо менее пугающим. Подробнее об этом чуть позже. Юристы, которые пробовали использовать "Вихревую птицу" перед составлением линейного конспекта, обычно называют несколько преимуществ:

Как свободный от стресса способ генерирования идей, он стимулирует творчество. Вы избавляетесь от смирительного эффекта "А", "Б" и "В", который может заставить вас загонять идеи в преждевременные категории.

В то же время, вихревая птица может помочь в свободном категоризировании.

  • Это облегчает начало работы. Вы можете избежать писательского блока.
  • Это помогает вам думать о вещах, которые вы могли бы упустить.
  • Поскольку одна и та же идея возникает в разных контекстах, вы можете более четко увидеть более четко прослеживается взаимосвязь между вашими идеями.
  • Это отличный способ найти ключевые моменты и обобщить свои мысли.
  • Мозговой штурм проще, потому что творческий ум имеет тенденцию прыгать туда-сюда. А кружащаяся птица - отличное напоминание об идеях, которые в противном случае могут быть отброшены.

Когда вы знаете все варианты, вы можете более уверенно выбрать, что будет вашим лидером.

После того как Архитектор закончил упорядочивать идеи Безумца, работа Плотника - та самая, которую писатели чаще всего откладывают - становится относительно легкой. Это просто вопрос разработки. Далее, Судья сможет сосредоточиться на крошечных вопросах формы, а это то, для чего этот персонаж подходит лучше всего. Судья не должен думать сразу на нескольких уровнях.

Если бы вы дали мне стопку образцов письменных работ, я бы раскритиковал их в соответствии с этой парадигмой. Писатель, который допускает опечатки в окончательном варианте, нуждается в работе с Судьей. Писатель, который не использует заголовки, и для которого трудно придумать заголовки после того, как черновик готов, необходимо поработать с Архитектором. Писатель, у которого есть проблемы со связками, нужно поработать с Плотником. Писатель, чья проза "правильная", но сухая и скучная, нуждается в работе с Безумцем.

Каждый персонаж должен иметь свое время в качестве лидера. Не стоит допускать, чтобы один персонаж доминировал настолько сильно, что другие вытесняются. От этого пострадает произведение.

Возможно, самыми важными фазами - потому что они самые непредсказуемые и загадочные - являются первые две: Безумец и Архитектор. Они определяют степень оригинальности и проницательности вашего письма. Если вы не привлечете их сознательно, Плотник потеряет много времени. A он должен следовать планам.

Итак, как вы можете видеть, хорошо писать - это гораздо больше, чем просто правильная грамматика и орфографии. Это вопросы для Судьи, который в итоге наведет порядок. Только помните, что судейская часть вашего мозга не внесет много интересных или оригинальных мыслей.

Хотя вы можете опасаться, что у вас будет недостаточно времени, чтобы пройти все четыре стадии, просто попробуйте, так как это один из самых надежных и быстрых путей к хорошему письму.

В течение одного часа вы можете потратить 10 минут на роль Безумца, 5 минут на роль Архитектора, 25 минут на роль Плотника и 10 минут в роли судьи - с небольшими перерывами между ними. Это продуктивный способ провести час. Но это не произойдет без осознанного планирования. Вы должны спланировать, как вы собираетесь превратить кашеобразные мысли в отшлифованную прозу.”


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.