Заикин С.С. Комментарий к практическому руководству «Оценка качества демократии», подготовленному независимой исследовательской организацией «Демократический аудит» (DemocraticAudit), 2008 год
Данное практическое руководство было разработано четырьмя сотрудниками организации «Демократический аудит» и опубликовано в 2008 году Международным Институтом содействия демократии и выборам(IDEA – Institute for Democracy and Electoral Assistance). «Демократический аудит» - независимая исследовательская организация, чьей целью является анализ качества демократии в Великобритании. Ею были подготовлены три Аналитических доклада о состоянии демократии в Великобритании – в 1996, 1999 и 2002 годах. Авторы данного материала – Дэвид Битам, Эдзия Карвальо, Тодд Лэндман и Стюарт Вэйр – являются специалистами в области прав человека и демократии, разработчиками нескольких методик исследования различных правовых проблем, ведут педагогическую деятельность в Университете Эссекса.
Данное практическое руководство представляет собой детальную схему анализа состояния демократии при помощи определенного набора критериев. Для оценки качества демократии британскими специалистами предлагается четырехчастная структура, состоящая из следующих категорий:
1) гражданство, субъективные права и позитивное право;
2) представительное и подотчетное правительство (под правительством понимается вся совокупность высших органов государственной власти);
3) гражданское общество и участие населения в политике;
4) демократия «за пределами» государства.
При анализе первой категории необходимо обращать внимание на такой вопрос, как способность государства обеспечить равные права гражданства всем с помощью установленных конституционно-правовых процедур. Объектом анализа, безусловно, является уровень гражданских и политических прав. Социально-экономические права также подлежат оценке, так как являются обязательным условием осуществления гражданских и политических прав. И наоборот, граждане судят об уровне демократии в контексте защиты их социально-экономических прав. Для анализа данной категории авторами исследования разработаны следующие критерии:
1. Наличие в обществе согласия об общем гражданстве без дискриминации.
2. Равные гарантии гражданских и политических прав для всех членов общества.
3. Равные гарантии социально-экономических прав для всех членов общества.
4. Признание того, что государство и общество в равной степени подчиняются праву.
Вторая категория подразумевает анализ избирательного процесса, партийной системы, роль представительных органов в обеспечении подотчетности деятельности государственных служащих, гражданский контроль в отношении армии и полиции. Проводящий оценку исследователь может использовать следующие критерии:
1. Честные и свободные выборы: предоставляют ли они гражданам контроль над правительством и его политикой и насколько этот контроль реален?
2. Роль политических партий: насколько политические партии способствуют функционированию демократии?
3. Эффективное и ответственное правительство: эффективно ли правительство в своем служении населению и способно ли оно отвечать на запросы общества?
4. Способствует ли представительный орган демократическому процессу?
5. Существование гражданского контроля над армией и полицией
6. Обеспечение честности и открытости поведения в публичной сфере.
При обращении к третьей категории исследователь должен, прежде всего, проанализировать уровень независимости и многообразия СМИ, а также обратиться к рассмотрению существующей сети добровольных организаций – элементов гражданского общества. При этом ключевыми вопросами могут быть:
1. Направлена ли деятельность СМИ на поддержку демократических ценностей?
2. Насколько полным является участие граждан в политике?
3. Каков уровень децентрализации в государстве и обществе?
Четвертую категорию – демократия «за пределами» государства – необходимо понимать так, что все страны имеют влияние друг на друга, и процесс развития демократии в них не является изолированным. При исследовании, безусловно, можно опираться на данные таких организаций, как ООН или Всемирный банк. В качестве «опорных» вопросов обычно служат следующие:
1. Насколько внешнее влияние воспринимается национальной демократией?
2. Насколько международная политика государства вносит вклад в развитие демократии на мировом уровне?
Каждая из указанных категорий анализируются не только с помощью критериев и вопросов, но и трех других компонентов: объекты внимания, обобщенные источники и стандарты практики. Например, если исследуется категория «Гражданство, субъективные права и позитивное право», то объектами внимания для нее будут, например, законы, регулирующие приобретение гражданства и конкретно положения, описывающие процедуру, различия между полным и частичным гражданством. К объектам внимания относятся также практика (она будет таковой во всех случаях) и так называемые негативные индикаторы – в данном случае дискриминация при приеме в гражданство, категории лиц, которые не могут быть приняты в гражданство. В качестве обобщенных источников могут рассматриваться, например, ежегодные отчеты Amnesty International или Freedom House, что же касается стандартов практики, то, прежде всего, нужно проанализировать положения Конвенции ООН о статусе беженцев 1954 года, о сокращении безгражданства 1961 года и т.д.
Каждый критерий/вопрос в четырех категориях разбит на несколько специальных вопросов / критериев.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.