• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар: «Планирование экономического развития как инструмент преодоления издержек конкуренции»

В рамках исследовательского проекта «На пути к конкурентному правопорядку» 10 декабря 2013 года состоялся регулярный семинар научно- учебной группы «Анализ и моделирование конкурентного правопорядка»

Участники: С.В. Васильева (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), В.Д. Мазаев (д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), И.А. Курбатов, Е.П. Петухова, Д.М. Гордеева, С.Н. Печенкин, Г.Г. Аминова, К.А. Черновол.

 

 

И.А. КурбатовВ научной литературе достаточно много попыток дать определение планирования для различных сфер общественной жизни.

В сфере экономики под планированием в предельно общем виде понимается установление экономического будущего посредством построения активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий.

Докладчик дал характеристику принятому в первом чтении Государственной Думой РФ проекту Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», где сутью планирования является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по государственному прогнозированию, программно-целевому и территориальному планированию, а также мониторингу реализации документов государственного стратегического планирования, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.

Докладчик отметил, что следует согласиться с мнением, что главное в содержании понятия планирования в сфере экономики – это определение целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности, отраслевой и территориальной взаимоувязки.

Был приведён пример из юридической литературы, где планирование в масштабах государства и его отдельных регионов рассматривается как средство государственного регулирования экономики в качестве инструмента реализации государственной экономической политики.

Докладчик указал, что на данный момент различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

При этом плановый процесс разделяют на ряд этапов: предвидение, прогнозирование, программирование (планирование).

Основными инструментами планирования в сфере экономики в России традиционно признают:

- послания Президента РФ Федеральному собранию;

- прогнозы и программы социально-экономического развития государства;

- акты бюджетного планирования;

- целевые комплексные программы;

- концепции развития отдельных отраслей и сегментов экономики;

- государственный заказ и др.

Докладчик также осветил международный опыт по вопросу планирования в сфере экономики таких стран, как: Бразилия, Китай, Германия, Испания и Италия, приведя примеры из Конституций вышеупомянутых государств.

 В завершении докладчик сделал вывод, что социально ориентированный характер экономики России, федеративное устройство российского государства и наличие в нем местного самоуправления, вне зависимости от признания планирования конституционным принципом, требует расширение конституционного регулирования вопросов планирования. Об этом свидетельствует опыт многих государств с рыночной экономикой. Конституционное регулирование вопросов планирования должно, прежде всего, выражаться в конституционной установке на принятие специальных актов планирования различных уровней, направленных на охрану соответствующих прав и интересов, с одновременным установлением пределов ограничения основных экономических прав таким актами.

К.А. Черновол задал вопрос об ответственности муниципалитетов за неисполнение требуемых результатов индикативного планирования.

Также, К.А. Черновол сделал дополнение о роли планирования на трудовом рынке Китая.

Е.П. Петухова попросила уточнить, какие именно издержки конкуренции будут преодолены путём планирования.

Г.Г. Аминова попросила указать какими механизмами будет реализовываться планирование в Российской Федерации.

В.Д. Мазаев выступил с дополнением, касающемся института планирования на западе и его перспективах в России, а также охарактеризовал правовой статус посланий Президента Р.Ф. и их роли в институте планирования экономического развития Р.Ф.

 

 

Отчёт подготовил: Курбатов И.А.