Научный семинар: «Планирование экономического развития как инструмент преодоления издержек конкуренции»
В рамках исследовательского проекта «На пути к конкурентному правопорядку» 10 декабря 2013 года состоялся регулярный семинар научно- учебной группы «Анализ и моделирование конкурентного правопорядка»
Участники: С.В. Васильева (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), В.Д. Мазаев (д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), И.А. Курбатов, Е.П. Петухова, Д.М. Гордеева, С.Н. Печенкин, Г.Г. Аминова, К.А. Черновол.
И.А. Курбатов: В научной литературе достаточно много попыток дать определение планирования для различных сфер общественной жизни.
В сфере экономики под планированием в предельно общем виде понимается установление экономического будущего посредством построения активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий.
Докладчик дал характеристику принятому в первом чтении Государственной Думой РФ проекту Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», где сутью планирования является деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по государственному прогнозированию, программно-целевому и территориальному планированию, а также мониторингу реализации документов государственного стратегического планирования, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и укрепления национальной безопасности.
Докладчик отметил, что следует согласиться с мнением, что главное в содержании понятия планирования в сфере экономики – это определение целей и путей их достижения, обеспечение сбалансированности, отраслевой и территориальной взаимоувязки.
Был приведён пример из юридической литературы, где планирование в масштабах государства и его отдельных регионов рассматривается как средство государственного регулирования экономики в качестве инструмента реализации государственной экономической политики.
Докладчик указал, что на данный момент различают государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.
При этом плановый процесс разделяют на ряд этапов: предвидение, прогнозирование, программирование (планирование).
Основными инструментами планирования в сфере экономики в России традиционно признают:
- послания Президента РФ Федеральному собранию;
- прогнозы и программы социально-экономического развития государства;
- акты бюджетного планирования;
- целевые комплексные программы;
- концепции развития отдельных отраслей и сегментов экономики;
- государственный заказ и др.
Докладчик также осветил международный опыт по вопросу планирования в сфере экономики таких стран, как: Бразилия, Китай, Германия, Испания и Италия, приведя примеры из Конституций вышеупомянутых государств.
В завершении докладчик сделал вывод, что социально ориентированный характер экономики России, федеративное устройство российского государства и наличие в нем местного самоуправления, вне зависимости от признания планирования конституционным принципом, требует расширение конституционного регулирования вопросов планирования. Об этом свидетельствует опыт многих государств с рыночной экономикой. Конституционное регулирование вопросов планирования должно, прежде всего, выражаться в конституционной установке на принятие специальных актов планирования различных уровней, направленных на охрану соответствующих прав и интересов, с одновременным установлением пределов ограничения основных экономических прав таким актами.
К.А. Черновол задал вопрос об ответственности муниципалитетов за неисполнение требуемых результатов индикативного планирования.
Также, К.А. Черновол сделал дополнение о роли планирования на трудовом рынке Китая.
Е.П. Петухова попросила уточнить, какие именно издержки конкуренции будут преодолены путём планирования.
Г.Г. Аминова попросила указать какими механизмами будет реализовываться планирование в Российской Федерации.
В.Д. Мазаев выступил с дополнением, касающемся института планирования на западе и его перспективах в России, а также охарактеризовал правовой статус посланий Президента Р.Ф. и их роли в институте планирования экономического развития Р.Ф.
Отчёт подготовил: Курбатов И.А.