Доклад М.А. Краснова на тему: «Возможные пути развития российской государственности»
19 апреля 2012 года в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) состоялся очередной семинар из цикла «Российское государство сегодня: легитимность и историческая идентичность», на котором с докладом на тему: «Возможные пути развития российской государственности» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ М.А. Краснов.
19 апреля 2012 года в Институте научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН) (г. Москва, Нахимовский проспект, 51/52, Читальный зал) состоялся очередной семинар из цикла «Российское государство сегодня: легитимность и историческая идентичность», в котором приняли участие Александр Горский и Александра Миндрина.
Вёл заседание доктор исторических наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ Андрей Борисович Зубов. С докладом на тему: «Возможные пути развития российской государственности» выступил доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ Михаил Александрович Краснов. В своём выступлении профессор М.А. Краснов попытался, избегая утопичности, представить некий проект возможного развития российского государства. С практической точки зрения, уход от утопичности означает учёт как человеческой психологии, так и интеллектуального и духовного состояния общества. По наблюдениям М.А. Краснова, современное российское общество достигло высокого уровня «одичания», вызванного семьюдесятью годами советской власти и событиями «лихих» 90-х годов. Что касается вопроса духовности, то, по мнению М.А. Краснова, идея холизма (приоритет общего над частным), в парадигме которой существовала и продолжает существовать наша страна, не только исчерпала себя, но и является совершенно антихристианским мировоззрением.
Исходя из этого, докладчиком были предложены три базовые идеи проекта, а именно: 1) защищённое государством человеческое достоинство; 2) постепенная десакрализация власти (прежде всего, путём существенного снижения её персонализации); 3) правовое определение этической основы государственности (фактически – вытеснение морального релятивизма из публично-правовой сферы).
По мнению М.А. Краснова, высшей ценностью общества должно быть провозглашено человеческое достоинство, а его обеспечение, охрана и защита – главной задачей российского государства. Для достижения этого недостаточно предусмотренных статьёй 21 Конституции Российской Федерации гарантий. На взгляд докладчика, необходимо выработать и обеспечить социальные и правовые стандарты (т.е. некие минимумы), свойственные развитому обществу XXI века, и которые должно обеспечить государство.
В продолжение этой идеи М.А. Краснов отметил, что вся государственная система должна быть переориентирована на тот уровень, где живут и работают люди, т.е. необходимо строить государство «снизу». Для этого докладчиком были предложены определённые шаги, среди которых: создание жилищных и бытовых условий, достойных современного человека; создание финансовой базы местного самоуправления; облегчение условий для контроля должностных лиц местного самоуправления населением, и другие.
Для преодоления персонализации российской власти М.А. Краснов предложил ряд мер, связанных с устранением существующей диспропорции в системе «Президент-Правительство-Парламент».
В семинаре приняли участие именитые учёные, среди которых: доктор юридических наук, профессор НИУ ВШЭ А.В. Оболонский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ Ю.А. Нисневич, доктор философских наук, профессор, директор «Левада-Центра» Л.Д. Гудков, доктор исторических наук, сотрудник Института российской истории РАН В.П. Булдаков, доктор права, сотрудник Регенсбургского университета (Германия) А. Румянцев, а также их молодые коллеги.
Актуальность темы, затронутой М.А. Красновым в его докладе, характеризуется количеством и широтой вопросов, адресованных докладчику. Участников семинара интересовали вопросы правового определения этической основы государства, определения степени «одичания» современного российского общества (что брать за основу для сравнения), поиска стимулов «для самых отстающих» (в дополнение к озвученному М.А. Красновым принципу «Меньший имеет преимущество»), старта построения государства «снизу», наличия общей для всего населения ценности, деформированности современных институтов.