Международная конференция «Актуальные проблемы реализации Конституции Российской Федерации: нужно ли пересматривать Основной Закон страны?»
19 декабря 2012 года Центром Ельцина была организована Международная конференция «Актуальные проблемы реализации Конституции Российской Федерации: нужно ли пересматривать Основной Закон страны?» (г. Москва, ул. Большая Якиманка, 24, Президент-отель).
19 декабря 2012 года состоялась Международная конференция «Актуальные проблемы реализации Конституции Российской Федерации: нужно ли пересматривать Основной Закон страны?» (г. Москва, ул. Большая Якиманка, 24, Президент-отель), на которой выступили М.А. Краснов и И.Г. Шаблинский*, профессоры кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ. Своими впечатлениями о конференции поделился аспирант кафедры Ильсур Зиганшин.
Среди выступавших были активные участники конституционного процесса 1990-х годов, члены Конституционной комиссии и Конституционного совещания, известные учёные, общественные деятели.
Работа конференции началась с небольшого приветственного слова ведущего Станислава Николаевича Станских. Затем слово было предоставлено Виктору Леонидовичу Шейнису, который начал своё выступление, заявив, что от экспертов в конституционном процессе мало что будет зависеть, однако это не меняет того, что изменение Конституции является предметом для дискуссии. Особенно запомнился тезис: «На Конституцию надо идти со скальпелем, а не с топором». Неотложными же являются следующие изменения Конституции: отмена увеличенных сроков полномочий Президента и Думы, введение прямых выборов Совета Федерации, построение отношений между Президентом, Парламентом и Правительством на иных началах, к примеру, на основе, предусмотренной проектом Конституции группы М.А. Краснова.
Тамара Георгиевна Морщакова указала на разницу понятий Конституция и конституционализм, по аналогии с понятиями закон и право. По её мнению, Конституция очень обобщена и абстрактна, поэтому реализация конституционализма должна лежать в плоскости изменений конституционной практики. Эти изменения должны коснуться, прежде всего, судебной власти, гражданского общества и статуса политической оппозиции.
Следом своё мнение высказал ответственный секретарь Конституционной комиссии Олег Германович Румянцев. Он отметил, что Конституция имеет большой потенциал развития, так как действующий текст Конституции закрепил такой конституционный строй, который отвечает интересам крупного капитала, а не народа. Диаметрально противоположное мнение по поводу текста Конституции озвучил Игорь Нязбеевич Барциц. Всё можно поменять, не трогая Конституции. В этом же ракурсе выступил и Геннадий Эдуардович Бурбулис, первый и единственный Государственный секретарь РСФСР. Лейтмотив его выступления: «Конституция – гражданская Библия, трогать её нельзя».
Юрий Михайлович Батурин в своём выступлении указал, что Конституция 1993 года – итог компромисса. Он попытался это доказать, используя схематические методы. На вопрос Сурена Адибековича Авакьяна, можем ли мы назвать горящий парламент итогом компромисса, Ю.М. Батурин ответил, что он не является исходным автором известного Указа № 1400 (итогом которого и явился расстрел здания Верховного Совета в 1993 году), и что, если бы Указ перед подписанием не попал к нему, тогда в России не было бы Конституционного Суда и много чего другого. Компромиссность решения нельзя отрицать.
Перед самым перерывом появился политик Константин Фёдорович Затулин, который взял слово и поставил острый, по его мнению, вопрос: вопрос о статусе русского народа в Российской Федерации; изменения в связи с этим вопросом напрашиваются в Конституцию. Необходимо подправить хотя бы преамбулу Конституции. Выступление вызвало много вопросов к политику, и были высказаны многочисленные возражения такой постановкой вопроса.
После обеденного перерыва работа конференции продолжилась. Михаил Александрович Краснов говорил о факторе личности в системе власти. Смотря на большой плакат с портретом Президента Ельцина, он обратился прямо к Борису Николаевичу. М.А. Краснов уверен в том, что сейчас он бы обязательно нашёл аргументы, чтобы заложить в Конституцию другую схему власти, что он смог бы убедить Президента Ельцина. Обратившись далее уже к присутствующим, М.А. Краснов сказал, что до отставки Черномырдина в 1998 году у него не было таких аргументов и не было понимания. Тем не менее, у каждого должно быть право на эволюцию взглядов, и мы не должны лишать этого права никого. Нужно помнить, что Конституция принималась после столкновения с Верховным Советом, и именно это предопределило поведение Президента Ельцина, видевшего сильную президентскую власть в качестве гарантии продолжения реформ.
Не менее интересным был доклад Ильи Георгиевича Шаблинского* о соответствии Конституции политического режима. Его изначальный тезис: «Итог неутешителен, Конституция не сработала, конституционализм не сложился». Второй Президент, отметил Шаблинский*, не удержался от соблазна, нарушил баланс ветвей власти. Итог: «Современный политический режим России не имеет ничего общего с конституционализмом». Данное положение не может устраивать того, кто считает себя гражданином страны.
Помимо докладов была и дискуссия, проходившая в интереснейшей форме. Чего стоит только реплика Леонида Соломоновича Мамута: «А кто будет сторожить сторожей?» В целом, участники конференции разделились на два лагеря. Первый выступал за неизменность Основного закона. Второй говорил о необходимости его изменения, прежде всего, в отношении судебной власти, баланса между Президентом и законодательной властью, гражданского общества. Многими участниками вспоминался проект Конституционной комиссии, как наиболее оптимальный. Выступления конференции были посвящены не только и не столько тексту Конституции, но, прежде всего, нашей конституционной истории, роли первого Президента в ней, роли российского общества в становлении конституционализма.
Очень интересно было наблюдать как люди, непосредственно участвовавшие в разработке Конституции 1993 года, подчас находившиеся по разные стороны идеологического поля, пытались выслушать друг друга и понять. Не случайно М.А. Краснов говорил о праве на эволюцию взглядов, ведь без такой эволюции российское общество не сможет придти к компромиссу, а без компромисса не сможет достичь настоящего конституционализма.
* Илья Шаблинский включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.