• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар:« Соглашения политических партий как механизм обеспечения конкуренции в системе государственной власти».

В рамках исследовательского проекта«На пути к конкурентному правопорядку» 30 апреля 2013 года состоялся регулярный семинар научно-учебной группы« Анализ и моделирование конкурентного правопорядка».

В рамках исследовательского проекта

«На пути к конкурентному правопорядку»

30 апреля 2013 года состоялся регулярный семинар научно-учебной группы

«Анализ и моделирование конкурентного правопорядка»

 

 

Тема:  « Соглашения политических партий как механизм обеспечения конкуренции в системе государственной власти».

 

Участники: И.А. Алебастрова (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)), С.В. Васильева (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), В.Д. Мазаев (д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), Г.Г. Аминова, С.С. Заикин, Е.П. Петухова (аспиранты кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ),  Д.М. Гордеева, С.Н. Печенкин (студенты 2-го курса факультета права НИУ ВШЭ), К.А. Черновол (студент 4-го курса факультета права НИУ ВШЭ), А.А. Калитвинов, А.А. Кондратенко (студенты 1-го курса факультета права НИУ ВШЭ), студенты юридического факультета Финансового Университета при Правительстве РФ. 

 

Семинар открыла С.В. Васильева, кратко обозначив присутствующим основные направления деятельности научно-учебной группы, а также представив исследование С.С. Заикина. Затем с основным докладом выступил сам С.С. Заикин. Он начал с проблем издержек партийного строительства в контексте политической конкуренции. По его мнению, такими проблемами, прежде всего, являются подмена интересов социальной группы, которая поддерживает партию, собственно партийными интересами и монополизация партиями общественно-политического пространства. Эти издержки, в свою очередь, порождают отрицательные стороны многопартийности и политической конкуренции. Ими выступают номинальная многопартийность, когда множество партий не в состоянии влиять на общественные отношения в институциональных рамках, и «война» между партиями, когда государственные интересы приносятся в жертву узкопартийным. В то же время эти негативные явления могут быть сглажены применением соглашения как способа регулирования деятельности политических партий.

Несмотря на то, что на первый взгляд соглашения и конкуренция являются противоположными понятиями, по мнению С.С. Заикина, одно невозможно без другого. Многопартийность, действующая вне устойчивой системы правил, носит хаотичный характер. Конкуренция же означает не только борьбу, но и компромисс, выработку согласованных позиций и мнений, умение вести переговоры.   Политические партии в процессе осуществления политической конкуренции не только оказывают друг на друга влияние, но и взаимодействуют между собой. Существенным условием политической конкуренции является ограничение одностороннего воздействия на отправление государственной власти. Это невозможно без согласованных действий его участников. Но главное, необходимы правила, в соответствии с которыми происходит соперничество партий. Подобные правила могут содержаться как в положениях законодательных актов, так и в тех же соглашениях между партиями и другими участниками данных общественных отношений. Отсюда следует, что элемент согласования, соотнесения своих действий с действиями других субъектов при осуществлении политической конкуренции обязателен.

Поскольку политические взаимоотношения предполагают взаимодействия допустимо применение соглашения как способа их регулирования. Партии, отстаивая свою политическую идеологию, выполняя общественно важную функцию аккумулирования и представления самых разнообразных интересов, зачастую даже вынуждены заключать соглашения. В качестве примера С.С. Заикин привел ситуации, когда партии, чьи взгляды сильно отличаются, все же идут на то, чтобы создать коалицию в парламенте для последующего формирования правительства ради нормального функционирования институтов государственной власти, вырабатывают совместную программу, основы государственной политики в той или иной сфере. Он также показал, каким образом в соглашениях политических партий раскрываются элементы правового статуса политических партий. 

В завершении своего выступления С.С. Заикин привел собственную классификацию соглашений политических партий (соглашения о создании предвыборных союзов; соглашения политических партий, прошедших в парламент, в том числе коалиционные соглашения; соглашения «За честные выборы»; соглашения политических партий с союзами и ассоциациями коммерческих и некоммерческих организаций), а также пояснил на примерах, каким образом каждый вид соглашения оказывает позитивное влияние на уровень многопартийности и политической конкуренции.

Доклад вызвал интенсивное обсуждение. Так, А.А. Калитвинов задал вопрос, насколько реальны соглашения политических партий в политико-правовой системе США, где доминируют две крупные партии, а остальные партии не играют существенной роли. Он также заметил, что, возможно, вообще роль партий как таковых снижена в силу того, что кандидаты более независимы финансово. Не оспаривая последнее утверждение, С.С. Заикин заметил, что сам видит причины снижения популярности института политических партий в США и, как следствие, невозможность применения соглашений политических партий в подобной модели, в социально-экономических и психологических факторах. При формировании устойчивого среднего класса, составляющего большинство избирателей, происходит «усреднение» партийных программ, которые все больше становятся направленными на удовлетворение предпочтений именно среднего класса.

А.А. Кондратенко заинтересовался проблемой взаимосвязи между возможностью заключения соглашений политических партий и формой правления. Приведя примеры из опыта зарубежных стран, С.С. Заикин показал, что во многом эта взаимосвязь условна, так как помимо конституционно закрепленной модели взаимоотношений высших органов государственной власти, существует отраслевое правовое регулирование, а также разнообразные неформальные практики.

С.Н. Печенкин затронул проблему ответственности политических партий за нарушение обязательств, закрепленных в соглашениях. На примере коалиционных соглашений и судебной практики Верховного суда Израиля С.С. Заикин проиллюстрировал, что ответственность в подобных случаях носит в основном политический, а не юридический характер. В то же время такие соглашения могут быть предметом судебной проверки по инициативе граждан, а у партий существует публично-правовая обязанность по их обнародованию.

И.А. Алебастрова попросила докладчика показать, какие виды соглашений политических партий могут существовать в России при существующем правовом регулировании, а какие возможны лишь гипотетически. По мнению С.С. Заикина, наиболее распространены сегодня соглашения «За честные выборы» и соглашения политических партий с союзами и ассоциациями коммерческих и некоммерческих организаций. Существует объективная потребность в закреплении возможности заключения соглашений о создании избирательных блоков в силу «либерализации» партийного законодательства. Что же касается соглашений между политическими партиями и общественными объединениями о выдвижении совместного списка кандидатов на муниципальном уровне, то, несмотря на отражение этого института в законодательстве, информация об их заключении отсутствует.

Завершая работу семинара, С.В. Васильева выразила надежду, что проведенное исследование может помочь юридизации политической сферы и окажется полезным на практике, и поблагодарила собравшихся за активное участие.  

 

Отчет подготовил Заикин Сергей

Материалы семинара

Презентация