• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научный семинар:«Конкуренция интересов в ходе лоббизма и иных механизмов продвижения интересов организаций».

В рамках исследовательского проекта«На пути к конкурентному правопорядку» 25 июня состоялся регулярный семинар научно-учебной группы«Анализ и моделирование конкурентного правопорядка».

В рамках исследовательского проекта

«На пути к конкурентному правопорядку»

25 июня состоялся регулярный семинар научно-учебной группы

«Анализ и моделирование конкурентного правопорядка».

 

Тема:  «Конкуренция интересов в ходе лоббизма и иных механизмов продвижения интересов организаций».

 

Участники: С.В. Васильева (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), В.Д. Мазаев (д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), И. Толмачева ( сотрудник Центра исследований гражданского общества Института экономики РАН, автор книги «Лоббизм по-русски»), Л. Анучин ( сотрудник аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей), Д. Салихов (студент 5-ого курса юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова), Г.Г. Аминова И.Р. Зиганшин, И.А.Курбатов, Е.П. Петухова, Т.М.Храмова (аспиранты кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), К.А. Черновол (студент 4-го курса факультета права НИУ ВШЭ),  Д.М. Гордеева, С.Н. Печенкин (студенты 2-го курса факультета права НИУ ВШЭ).

 

         По мнению Светланы Васильевой, доцента кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ, обсуждая проблемы лоббизма, на первоначальном этапе юристам необходимо иметь эмпирический материал для анализа и понимать практику соответствующих отношений. Соответственно, и подходы к регулированию лоббизма могут быть различными. Можно сразу начинать с формальной точки зрения, т.е. с поиска элементов правоотношений: субъектов, объектов, взаимных прав и обязанностей. На такой подход нас ориентируют и зарубежные страны, в которых приняты соответствующие законы о лоббизме. Однако применительно к России первоначально необходимо взглянуть на реалии такого рода отношений. Понять лоббизм можно только реально ощутив практику продвижения частных интересов в деятельности органов публичной власти, которая часто предстает как технологии давления на власть. В свою очередь, такие технологии могут институализироваться в виде правовых форм: экспертизы, общественные советы, обращения предпринимателей в органы власти.

Проблему регулирования лоббизма, как указывает С. Васильева, можно обсуждать и через призму конкурентного правопорядка. Юристы понимают, что навести его в такой деликатной сфере как лоббизм сложно, потому что не все можно правом урегулировать. К тому же право не может предугадать все многообразие общественных отношений. В нем могут быть пробелы и коллизии. Иногда правовая регуляция – это худший вариант упорядочения общественной практики.

С. Васильева рассказала, что в течение 2012 года в России велась активная дискуссия по поводу принятия специального закона о лоббизме, которая поутихла после ряда выступлений Президента РФ Д.А. Медведева, в которых он сказал о том, что Россия пока к такому закону не готова: не готовы депутаты и сам Парламент. Такая официальная позиция, конечно, не означает, что проблема регулирования лоббизма снята.

         На семинаре научно-учебной группы Ирина Толмачева, автора книги «Лоббизм по-русски» рассказала о нынешних перспективах правового регулирования в данной сфере и поделилась своим видением проблем лоббизма в России.

         По ее словам, органами государственной власти в 2012/2013 годах, в частности Министерством экономического развития, рассматривалось несколько вариантов регулирования лоббистской деятельности. Первый вариант – принятие специального закона. Министерство посчитало, что такой закон будет никому не нужен. Он нужен только тем, кто занимается  консалтингом в сфере представительства интересов организаций. Поэтому посредством принятия закона такого рода лоббисты могли бы рассчитывать на легальное поле и начать на нем официально зарабатывать. Второй вариант (который было решено реализовывать) – внести изменения в уже существующие правовые акты. При этом поправки должны регулировать не только лоббизм, но и вообще участие гражданского общества в управлении государством. Они должны коснуться широкого списка актов, которые, по мнению И. Толмачевой, имеют весьма косвенное отношение к лоббизму. К августу 2013 года Министерство экономического развития должно представить свои предложения по внесению поправок в целый ряд нормативных правовых актов.

         Ирина Толмачева предлагает определять лоббизм как системную работу с органами власти, выстроенную структуру отношений, в результате развития которых хозяйствующий субъект получает какую-то выгоду и может распоряжаться ею по своему усмотрению.

         На семинаре выступил Леонид Анучин, сотрудник аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей. В своей речи он затронул вопрос лоббистской деятельности предпринимательских союзов.

         Так как предпринимательские союзы начали формироваться еще в начале двухтысячных годов, а такие объединения как РСПП и ТПП еще в девяностые, «поляна» бизнес интересов, по его мнению, уже застроена. В других сферах она еще только формируется. Крупнейшие предпринимательские союзы имеют примерно равный вес, и все значимые публично-властные решения принимаются с учетом их позиции. При этом, порой, могут происходить определенные конфликты как на уровне аккумуляции интересов в самих предпринимательских союзах, так и на уровне конкуренции интересов в системе власти.

         В законодательстве существуют механизмы, которые противодействуют «оголтелому» лоббизму. Это, прежде всего, законодательство о государственной службе. С законодательной властью лоббистам работать значительно проще. Так, можно продвигать свои интересы через не так давно созданный Общероссийский Народный Фронт, который позволяет представителям объединений через процедуру «праймериз» становится членами парламента. Таким образом, существующая институциональная среда сложилась и она устойчива.

         Существующие институты, в частности, Уполномоченный по защите прав предпринимателей призваны решать какие-то системные проблемы, а не удовлетворять частный интерес. К тому они выполняют функцию фильтров при принятии публично-властных решений.

         Владимир Мазаев,профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ затронул вопрос конкурентного правопорядка в сфере лоббистской деятельности. Сославшись на свой собственный опыт, профессор указал, что первоначально конкуренция в сфере продвижения интересов организаций в деятельности органов власти была, но не была упорядоченной. В настоящее время уже сложились организованные системы лоббизма, которые признаны властью. При этом многих субъектов в сфере лоббизма аккуратно вывели за пределы институционального поля.

         По его мнению, в законодательстве необходимо определиться: можно ли деятельность экспертов рассматривать как лоббизм? Вопрос об этом возникает в связи с анализом «дела экспертов» по ЮКОСу, которых привлекают к уголовной ответственности за противодействие правосудию. Не возникает ли в связи с этим необходимость регулирования лоббизма, которое создало бы конкурентный правопорядок в указанной сфере и позволило бы таким образом защитить лоббистов?

          В завершении встречи, С. Васильева подвела итоги дискуссии. Государство должно пересмотреть свое отношение к лоббистам, увидев в них равных партнеров, способных высказывать позицию различных групп населения. Только в этом случае можно будет создать адекватное регулирование, которое бы воплотило в себе правовые принципы справедливости и предусмотрело «равную меру» участия в управлении делами государства для всех заинтересованных субъектов.

Подготовил Ильсур Зиганшин