Научный семинар: «Соотношение политической и экономической конкуренции: через сравнения разделения властей со структурой рынка».
В рамках исследовательского проекта «На пути к конкурентному правопорядку»8 октября 2013 года состоялся регулярный семинар научно-учебной группы «Анализ и моделирование конкурентного правопорядка».
8 октября 2013 года состоялся регулярный семинар научно-учебной группы «Анализ и моделирование конкурентного правопорядка».
Тема : «Соотношение политической и экономической конкуренции: через сравнения разделения властей со структурой рынка»
Участники : С.В. Васильева (к.ю.н, доцент кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), В.Д. Мазаев (д.ю.н., профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ), И.А. Курбатов, Е.П. Петухова, С.С. Заикин, Г.Г. Аминова (аспиранты кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ) А.Р. Уразов (студент экономического факультета РЭУ им. Плеханова), В. Д. Давыдов (студент факультета МЭ и МП НИУ ВШЭ), К.А. Черновол, Д.М. Гордеева, С.Н. Печенкин (студенты факультета Права НИУ ВШЭ) и другие студенты НИУ ВШЭ.
С основным докладом на семинаре выступил С.Н. Печенкин.По его мнению, политическая и экономическая конкуренции оказывают значительное влияние друга на друга, что позволяет делать вывод об их тесной взаимосвязи. Докладчиком был затронут вопрос соотношения конкуренции политической и экономической: всегда ли уровень конкурентной среды в одной сфере предопределяет состояние конкуренции в другой? Исторический опыт и современная практика демонстрирует два возможных варианта их соотношения: «сбалансированное», когда состояние конкурентной среды в экономике находит зеркальное отражение в политике и «несблансированное». Последняя модель характерна для стран, переживающих переходные периоды, в частности для России начала и середины 90-ых. Касательно современной российской модели соотношения политической и экономической конкуренций справедливо говорить о «зеркальном монополизме».
В своём докладе С.Н. Печенкин рассмотрел причины сложившейся ситуации в политической и экономической конкуренциях. Одним из факторов монополизма является дисбаланс в системе разделения властей, установивший «верховенство исполнительной власти». Неконкурентоспособность законодательной и судебной власти перед администрацией, привели к скоплению в руках должностных лиц последней административного ресурса – механизма, не допускающего на политический рынок других конкурентоспобных игроков. Таким образом, устанавливается политическая монополия, которая особенно проявляется на уровне субъектов РФ. В свою очередь представители бизнеса обращаются к местной администрации за «покровительством», что приводит к дуализму правовых норм: законодательство, административные барьеры распространяются лишь на игроков экономического рынка, не находящихся в тесной связи с администрацией. Вводится в действие механизм недобросовестной конкуренции, приводящий к монополизации рынка товаров и услуг.
После основного доклада участники семинара обменялись мнениями по проблемным вопросам. В.Д. Мазаев поинтересовался, каким образом можно улучшить конкурентную среду в политике и экономике?
С.С. Заикин отметил, что на данный момент в России зарегистрировано 73 политические партии. Справедливо ли в таком случае говорить об отсутствии политической конкуренции? Участники семинара обоюдно сошлись на том, что количество не гарантия качества. На данный момент ни одна из партий не может в должной степени конкурировать с «Единой Россией». К.А. Черновол для стимуляции политической конкуренции предложил давать статус официальной оппозиции партии, занявшей второй место на выборах в Государственную Думу. Г.Г. Аминова, руководствуясь наличием ФАС, выдвинула идею о создании органа, следящего за чистотой конкуренции в политике.
По мнению Д.М. Гордеевой развитие политической конкуренции положительно отразится и на конкурентной среде в экономике, даст толчок к её развитию. Представители бизнеса будут искать реализацию своих интересов не в местной администрации, а в парламенте через партию, представляющую среду предпринимателей. В.Д. Мазаев акцентировал внимание участников на том, что соотношение конкуренций в политике и экономике имеет гибкий, пластичный характер. Сложно утверждать, что в начале 90-ых в России отсутствовала политическая конкуренция. Тем не менее, ее наличие не отразилось положительным образом на экономике страны. Более того, современная российская экономика развивается, находясь в относительно неплохом состоянии, не смотря на политический и экономический монополизм.
С вопросом: «Носит ли монополизм сугубо негативный эффект ?» В.Д. Мазаев обратился к представителям экономических факультетов. С позиции А.Р.Уразова экономическая монополия, в первую очередь, имеет отрицательный характер для потребителя. При монополизированном рынке ценообразование проводится из учета максимизации прибыли самой компании, а не путем установления равновесных спроса и предложения как следствия наличия высококонкурентногорынка. Это, во-первых, бьет по карману потребителя, а,во-вторых, делает рынок неэффективным.
Итог научному семинару подвела С.В. Васильева, поблагодарив всех присутствующих за активное участие в обсуждении, и отметив, что поднятая сегодня тема еще мало изучена и представляется интересным объектом для дальнейшего исследования.