• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первый международный Конгресс по устойчивому развитию и ответственному финансированию ECUMENE 2021

30 октября 2021 г. – 1 октября 2021 г. в Москве прошел Первый международный Конгресс по устойчивому развитию и ответственному финансированию ECUMENE 2021.

Конгресс проводился под эгидой ООН и собрал большое число экспертов из разных государств мира и международных организаций. На повестке стояли вопросы регулирования устойчивых финансов, энергоперехода в промышленном и других секторах экономики государств, развития «зеленой» энергетики, раскрытия информации об ответственном поведении и проектах бизнеса, освоение территорий в Арктике на принципах устойчивого развития, финансирование сохранения и развития морских и водных экосистем и др.

Конгресс прошёл в гибридном формате: часть спикеров и участников встретились очно на площадке в Сколково, а остальные подключились к работе в режиме онлайн. Было зафиксировано около 2000 участников и более 60 тысяч зрителей прямой трансляции из 302 городов, 54 стран мира.

С приветственным словом и призывом к поддержанию устойчивого развития в первый день Конгресса выступили авторитетные зарубежные эксперты.

С правовой точки зрения актуальными можно признать следующие позиции. Вопрос регулирования устойчивого развития – это один немногих трендов, который родился в частном регулировании, в этом смысле регуляторы в разных странах были в роли догоняющих, отметил член Правления и первый заместитель Генерального директора ПАО РусГидро Юрий Любимов. «Может быть, никто бы и не обратил такого пристального внимания на вопросы устойчивого финансирования, если бы все больше банков и фондов не стали вводить требования к тому, куда компании могут инвестировать. Это стало настолько важным и глобальным трендом, что на это уже не могли не обращать внимания компании». Он также заметил, что сегодня мы находимся на следующем этапе развития, когда регулирование методами мягкого права постепенно начинает вытесняться регулированием настоящим, более жестким. Этот тренд прежде всего задают мировые финансовые регуляторы. В связи с этим Юрий Любимов задал спикерам вопрос: в условиях, когда сегодня регулирование задается банками, финансовыми союзами и международными финансовыми институтами, нужно ли национальное финансовое регулирование, и каковы его перспективы.

По мнению управляющего глобальной практикой финансирования, конкурентоспособности и инноваций в Европе и Центральной Азии World Bank Илиаса Скэмнелоса, национальное регулирование однозначно необходимо. «Хороша идея заключается в том, чтобы выработать международные стандарты и определения, как, например, принципы зеленых облигаций, предложенные Ассоциацией по рынкам капитала. Кроме того, мы можем использовать новые государственные и квазигосударственные механизмы финансирования, можем использовать банки развития для мобилизации капитала. И ключевой фактор успеха таких инициатив – это взаимодействие государств и частного сектора. Нужно быть катализатором, а не заменять деятельность частного сектора», – подчеркнул спикер. 

Советник по Финансированию ЦУР в Стамбульском региональном центре ПРООН (Европа и СНГ) Сурен Погосян поддержал его мысль. Он отметил, что зачастую внедрение ESG-стандартов происходит децентрализовано, на добровольной основе, и как следствие – в изоляции от национальной политики всех 17 целей устойчивого развития. Необходимость повышения роли регуляторов и других институтов не только в вопросах управления рисками, но и в деле координации и стандартизации подходов только нарастает. Примером такого инструмента является комплексный национальный механизм управления, который продвигается со стороны различных организаций ООН. Этот механизм становится новой философией управления различными процессами, в том числе устойчивого развития в разных странах: когда роль различных факторов и государства в частотности должна быть синхронизирована и синергирована.

По прогнозам ООН достижение целей устойчивого развития до 2030 года может принести мировой экономике дополнительно около 12 триллионов долларов, создав при этом более 380 миллионов рабочих мест, заявил на итоговой сессии Конгресса посол доброй воли ООН, председатель Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Вячеслав Фетисов. «Россия обязана быть частью этого процесса, участвовать в создании глобальных правил игры, тем более, сфокусированных на экологическом будущем планеты. Без благополучия территории РФ, без инициатив самой большой территории в мире, создать и реализовать эти правила будет невозможно», – сказал он.Начальник Управления развития корпоративных отношений Департамента корпоративных отношений Центрального банка РФ Андрей Якушин заметил, что достижение целей устойчивого развития и предотвращение климатических изменений требует очень больших вложений. Поэтому компаниям необходимо финансирование для проектов, направленных на снижение их углеродоемкости, чтобы технически перевооружиться и соответствовать современным требованиям. «На основе таксономий выпускаются зеленые облигации, кредиты, но этого недостаточно. Инвесторы разбираются в финансах, но часто не разбираются в том, соответствует ли тот или иной проект в достаточной степени целям предотвращения климатических изменений. Необходима независимая оценка для таких проектов».

О глобальных инициативах в области устойчивого развития в России рассказал министр экономического развития РФ Максим Решетников. «Сама по себе зеленая повестка и повестка низкоуглеродного развития, конечно, потребует серьезных инвестиций, поэтому первый вопрос, на который нам предстояло ответить – какие инвестиции считать зелеными, какие нет. Нужно было ввести таксономию зеленых проектов, которое правительство утвердило на прошлой неделе. Эта таксономия была разработана в плотном взаимодействии с компаниями, у нас была большая рабочая группа. За основу мы взяли западные европейские стандарты зеленого финансирования, в соответствии с которым к зеленым проектам относится вся возобновляемая энергетика, жилищное строительство с использованием энергосберегаемых технологий, электротранспорт и многие другие», – сообщил министр. При этом он добавил, что в европейскую зеленую таксономию ведомство добавило отечественный проект – ядерную энергетику. По словам Максима Решетникова, это была принципиальная позиция, потому что Россия является одним из лидеров в атомной области. К тому же низкоуглеродное развитие без атома невозможно, добавил спикер. «Мы активно формируем свою собственную регуляторику, свою собственную климатическую повестку. На сегодняшний момент она состоит из нескольких треков. Первый – это реализация закона об ограничении выбросов парниковых газов, который был летом принят Госдумой и подписан президентом. Здесь предполагается создание системы финансирования климатических проектов и выпуска углеродных единиц. Это основная задача закона. Вторая задача – запуск системы углеродной отчетности с тем, чтобы предприятия в начале с выбросом свыше 150 тысяч тонн CO2 в год, затем свыше 50 тысяч тонн были охвачены этой отчетностью. Более того, до конца года нам предстоит внести изменения в этот закон по поручению президента с тем, чтобы вся отчетность верифицировалась специальными организациями, чтобы мы могли ей доверять», – рассказал глава Минэкономразвития.

Первый заместитель Председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко в своем выступлении затронул вопрос о потенциале лидирования России в мировом энергетическом переходе. С точки зрения возможностей, которые есть для российских компаний, мы можем стать поставщиком водорода. У нас огромные площади, на которых можно генерировать зеленую электроэнергию за счет ветра, солнца и приливов… Если мы говорим о технической задаче сокращения выбросов, то мы можем использовать имеющиеся мощности для генерации водорода или аммиака. «Это большая возможность не только для этих отраслей, но и для смежных – медь, никель, наши производители металлов тоже могут видеть для себя эту возможность», – отметил спикер.  При этом он напомнил о важном вопросе, который, с его точки зрения, должен быть поднят в международных переговорах – достижение общих экологических и климатических целей должно быть выше политических разногласий, поэтому и финансирование зеленых проектов должно быть исключено из-под санкционных ограничений.

 Подготовила Масленникова С.В. с использованием материалов электронной рассылки итогов Конгресса


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.