VII Уральский форум конституционалистов
4 октября 2021 г. – 9 октября 2021 г. в Екатеринбурге прошел VII Уральский форум конституционалистов.
На пленарном заседании с приветственным словом к участникам выступили представители органов власти и организаций, действующих на территории Свердловской области.
Бабурин С.Н., главный научный сотрудник Центра интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права РАН отметил, что некоторые поправки к Конституции РФ 2020 содержательно воспроизводят идеологические установки советского периода: уважение человека труда, социальная солидарность, справедливость и др.
Алебастрова И.А., заведующая кафедрой конституционного и международного права Российской правовой академии Минюста РФ подчеркнула, что уровень социальной обеспеченности российских граждан снижается, и поправки к Конституции РФ 2020 направлены на ограничение действия целого ряда субъективных прав и свобод.
Карпенко К.В., доцент кафедры конституционного права международно-правового факультета МГИМО обратил внимание на русское слово «самобытность», которое может быть использовано в качестве аналога категории «конституционная идентичность». Проводя соотношение понятий самобытности и конституционализма, докладчик отметил, что в отличие от самобытности конституционализм включает в свое содержание общезначимые ценности.
Ларичев А.А., профессор департамента публичного права НИУ ВШЭ охарактеризовал исследование, в котором участвовал, по установлению индекса локальной автономии. В своем докладе он отметил особенности использования этого индекса применительно к оценке муниципальных институтов в России.
Ученые, выступающие во второй части пленарного заседания, оценивали развитие российской демократии в части реализации свободы собраний, электронного участия граждан в управлении делами государства. Работа нескольких секций Форума была специально посвящена трансформации правовых институтов в условиях нарастающей цифровизации.
Секция об эффективности конституционно-правовых институтов была насыщена сообщениями о действенности конституционного нормоконтроля в свете конституционной реформы, интеграционных процессов, борьбы с пандемией. Эффективность конституционно-правовых институтов рассматривалась в связи с функционированием публично-правовых образований и природопользования.
Масленникова С.В., доцент департамента публичного права НИУ ВШЭ рассказала об идеологическом содержании взаимоотношений предпринимателей и органов власти, заложенном поправками к Конституции 2020. Докладчик отметила, что идеология в узком смысле слова как система взглядов и целеполагания относительно объективной действительности не была признана в постсоветский период в качестве необходимого направления государственного и общественного развития. Однако идеологическая функция Конституции РФ не отрицалась и после 1993 г. Любая Конституция, так или иначе, содержит набор ценностей, мировоззренческих ориентиров и установок. В этом смысле идеология понимается широко. Ориентируясь на широкий смысл, можно выделить несколько идеологических направлений в действующей Конституции РФ, которые характеризуют содержание отношений предпринимателей и органов власти, а также определяют ценностные ориентиры социально-экономического развития в целом. Это идеология:
гражданского мира, согласия, доверия;
солидарности, экономического роста, повышения благосостояния;
социальной солидарности, социального партнерства и уважения к человеку труда;
обеспечение мирного существования, безопасности граждан внутри страны и на международной арене;
поддержания конституционных ценностей и традиций, сохранения конституционной идентичности, самобытности.
Все выделенные направления имеют содержательные корни в советских конституциях, а также описание и идеологическое обоснование в партийных документах и позициях государственных лидеров и ученых советского периода. В частности, в речи на пленуме ЦК КПСС, отчетном докладе ЦК КПСС Съезду Коммунистической партии, материалах Всесоюзной конференции Коммунистической партии.
Введенные поправками к Конституции РФ 2020 ценности и ориентиры требуется трактовать с учетом традиций, исторически отраженных в советский период конституционного развития.
В своем выступлении на дискуссионной площадке Форума, посвященной правовому регулированию экспертной деятельности, Масленникова С.В. отметила, что экспертиза и лоббизм являются самостоятельными и равновеликими формами продвижения интересов организаций в деятельности органов публичной власти. Однако в связи с тем, что регулирование лоббизма в России после профессиональных дискуссий на уровне федеральных органов не было признано необходимым, экспертиза может взять на себя также роль формата лоббирования. Поэтому к правовому регулированию и практике экспертной деятельности важно было бы предъявлять требования о раскрытии аффилированности эксперта с той или иной организацией. Это позволило бы обеспечивать публичность информации об интересе, который отражается в профессиональном мнении эксперта.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.