• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как улучшить процесс законотворчества РФ

10 января 2017 года Анна Дупан (Гутникова), директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ, дала комментарии газете «Ведомости» относительно плана Минэкономразвития на 2017 год по вопросам оптимизации процесса нормотворчества в Российской Федерации. 11 января 2017 года Анна также дала интервью по указанному вопросу в утреннем эфире радио Москва FM.

В 2016 году в РФ было принято свыше десяти тысяч нормативно-правовых актов всей уровней. Каждый закон готовится полгода-год, а поставовление правительства – 4-9 месяцев. Но для ускорения процесса законотворчества необходим концептуально новый подход. И он заключается в улучшении не столько администрирования, сколько правоприменения, считает Анна.

Центр стратегических разработок (ЦСР) в декабрьском докладе называет следующие причины провала реформ по стратегиям до 2010 и до 2020 года: каждая структура действует по своей логике, а институт согласования логик отсутствует; едва ли не единственным институтом согласования является лично президент. Нормативно-правовая база не сбалансирована с реформами, что делает предпринимаемые меры бессмысленными и не влияющими на реальную ситуацию.

Анна Дупан (Гутникова) поясняет, что для радикального исправления ситуации нужен новый подход к нормотворчеству. К примеру, в Европе закон регулирует только основное, а дальше все зависит от правоприменения, потому что законодатели предполагают порядочность правоприменителей. В России же, к сожалению, действует принцип «доверять нельзя» — поэтому вводится чрезмерное регулирование. Именно улучшение правоприменения является ключевым фактором реальной оптимизации законотворчества РФ. 

(газета «Ведомости» № 4283 от 11 января 2017 года)