2. Конепция программы
Описывая программу, мы будем идти по спирали. Вначале мы опишем ценности, на которых основан наш метод и все продукты, которые мы создаем. Затем мы опишем формат работы Центра трансформации над программой — вероятно, это поможет тем, кто хочет организовать подобное подразделение в своем вузе. И главное — мы опишем цель и задачи программы «Цифровой юрист», результаты ее реализации, а также показатели контроля достижения этих результатов.
2.1. Наши ценности
Гуманизм
На какие эксперименты мы бы ни шли, мы отталкиваемся от потребностей студента. Наша задача — не научить студента, а помочь ему самому понять, что нужно и интересно. Мы направляем студентов, помогаем им принимать решения.
Мы воспринимаем студентов как взрослых, равных себе.
Мы формируем траекторию для каждого студента, отталкиваясь от его потребностей. Мы не создаем жестких рамок, а помогаем студенту принять решение, даже если оно на наш взгляд неправильное.
Основная ценность, которую мы должны привить студентам – это умение учиться, мыслить и принимать собственные решения.
Для того, чтобы лучше понимать студентов, мы используем механизмы обратной связи. Это формальные каналы (например, студенческая оценка преподавания в ВШЭ), тьюторство, система оценки состояния, коуч-сессии, встречи с руководителем ОП и т.п.
Мы приветствуем обратную связь от студентов и никогда не наказываем за нее, даже если она нам не нравится.
Не для школы, а для жизни
Для каждой дисциплины мы выделяем не только набор полученных знаний, но и проверяемые навыки. Чем больше предмет ориентирован на практику, тем больше навыков должен передать преподаватель. Элементы контроля, в том числе экзамены, должны включать проверку полученных навыков.
Обучение на всех предметах, в том числе тех, что принято называть теоретическими, должно включать разбор конкретных сценариев из реальной жизни.
Ни одна из обязательных дисциплин не включена в программу «для расширения кругозора». Для этого есть майноры, онлайн-курсы и т.п.
Задача предметного «ядра» — дать применимые знания и навыки. Задача преподавателя — найти эти компоненты в дисциплине и научиться их передавать.
Дополнительный материал
2.2. Целеполагание
Обучение юристов должно иметь конкретные цели и измеримые результаты. Все стейкхолдеры процесса обучения должны знать ответы на вопросы:
-
Кого мы учим и как?
-
Кем должны стать наши выпускники? Куда они поступят, трудоустроятся после выпуска?
-
Какую методологию мы используем и почему?
-
Как мы оцениваем эффективность обучения?
Вместо программ, нацеленных на содержание обучения – «мы учим таким-то предметам» – мы делаем программу, нацеленную на конкретный проверяемый результат.
Такой результат не может формироваться извне, например, руководством вуза. Эти результаты следует выработать совместно с выпускниками, работодателями и экспертами в формате широкого обсуждения. Мы не надеемся на легкий консенсус, но мы верим, что он возможен.
По мере достижения целей будут появляться новые. Мы должны будем осмыслить опыт и вносить соответствующие изменения.
Каждый элемент программы должен рассматриваться как гипотеза по поводу общей задачи: обучения востребованного рынком юриста.
Мы описываем процесс и результат обучения, основываясь на гипотезах: кого и зачем мы учим, какой конечный результат мы должны получить. Эти гипотезы формируют пре-реквизиты, образовательный процесс и результат по каждому занятию, дисциплине, курсу и программе в целом. Пререквизиты по дисциплинам и результаты обучения должны быть связаны между собой, чтобы исключить дублирование и установить связи между всеми дисциплинами программы.
Образовательные гипотезы проверяются в ходе опроса студентов, преподавателей, работодателей, отслеживания образовательных траекторий студентов и выпускников, анализа спроса и предложения на рынке. Часть гипотез, безусловно, не подтвердится, и тогда нужно вносить изменения в образовательную программу, сформулировать и проверить новые гипотезы.
Наша задача – не только выстроить эффективную программу обучения, но и обеспечить динамику этой систему, ее адаптацию к меняющемуся рынку.
Так складывается общая картина, из которой мы понимаем: когда и зачем в программе существует каждая дисциплина, на каком этапе у нашего студента появляются и развиваются отдельные компоненты юридического мышления. В нашей программе каждый преподаватель должен знать, кого, чему и зачем он учит.
2.3. Наши цели и задачи
Цель
Создать новую модель юридического образования, формирующую новый тип юристов — специалистов по праву и технологиям.
Задачи
- Переработать программы юридических дисциплин бакалавриата, в том числе на основе новых подходов.
- Адаптировать для юристов отдельные неюридические дисциплины.
- Создать экспериментальную площадку в вузе, которая занимается изучением и внедрением новых практик.
Как мы поймем, что сделали качественную программу?
Ключевые метрики:
1. Конкурс на программу
- Конкурс среди абитуриентов;
- Конкурс среди преподавателей, желающих преподавать на программе;
- Конкурс среди студентов, желающих перевестись на программу;
- Количество студентов, готовых оплачивать обучение, и их результат на вступительных испытаниях;
2. Обратная связь
- Связь от преподавателей и студентов;
- Обратная связь от работодателей;
- Обратная связь от вуза;
3. Срезы результатов обучения
- Результаты студентов на межпрограммных, межфакультетских, межвузовских конкурсах (муткорты и т.п.);
4. Дальнейшее развитие выпускников
- Образовательные траектории выпускников;
- Профессиональные траектории выпускников.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.