• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2. Конепция программы

Описывая программу, мы будем идти по спирали. Вначале мы опишем ценности, на которых основан наш метод и все продукты, которые мы создаем. Затем мы опишем формат работы Центра трансформации над программой — вероятно, это поможет тем, кто хочет организовать подобное подразделение в своем вузе. И главное — мы опишем цель и задачи программы «Цифровой юрист», результаты ее реализации, а также показатели контроля достижения этих результатов.

2.1. Наши ценности

Гуманизм

На какие эксперименты мы бы ни шли, мы отталкиваемся от потребностей студента. Наша задача — не научить студента, а помочь ему самому понять, что нужно и интересно. Мы направляем студентов, помогаем им принимать решения.

Мы воспринимаем студентов как взрослых, равных себе.

Мы формируем траекторию для каждого студента, отталкиваясь от его потребностей. Мы не создаем жестких рамок, а помогаем студенту принять решение, даже если оно на наш взгляд неправильное.

Основная ценность, которую мы должны привить студентам – это умение учиться, мыслить и принимать собственные решения.

Для того, чтобы лучше понимать студентов, мы используем механизмы обратной связи. Это формальные каналы (например, студенческая оценка преподавания в ВШЭ), тьюторство, система оценки состояния, коуч-сессии, встречи с руководителем ОП и т.п.

Мы приветствуем обратную связь от студентов и никогда не наказываем за нее, даже если она нам не нравится.

Не для школы, а для жизни

Для каждой дисциплины мы выделяем не только набор полученных знаний, но и проверяемые навыки. Чем больше предмет ориентирован на практику, тем больше навыков должен передать преподаватель. Элементы контроля, в том числе экзамены, должны включать проверку полученных навыков.

Обучение на всех предметах, в том числе тех, что принято называть теоретическими, должно включать разбор конкретных сценариев из реальной жизни.

Ни одна из обязательных дисциплин не включена в программу «для расширения кругозора». Для этого есть майноры, онлайн-курсы и т.п.

Задача предметного «ядра» — дать применимые знания и навыки. Задача преподавателя — найти эти компоненты в дисциплине и научиться их передавать.

Дополнительный материал

2.2. Целеполагание

Обучение юристов должно иметь конкретные цели и измеримые результаты. Все стейкхолдеры процесса обучения должны знать ответы на вопросы:

  • Кого мы учим и как?

  • Кем должны стать наши выпускники? Куда они поступят, трудоустроятся после выпуска?

  • Какую методологию мы используем и почему?

  • Как мы оцениваем эффективность обучения?

Вместо программ, нацеленных на содержание обучения – «мы учим таким-то предметам» – мы делаем программу, нацеленную на конкретный проверяемый результат.

Такой результат не может формироваться извне, например, руководством вуза. Эти результаты следует выработать совместно с выпускниками, работодателями и экспертами в формате широкого обсуждения. Мы не надеемся на легкий консенсус, но мы верим, что он возможен.

По мере достижения целей будут появляться новые. Мы должны будем осмыслить опыт и вносить соответствующие изменения.
Каждый элемент программы должен рассматриваться как гипотеза по поводу общей задачи: обучения востребованного рынком юриста.

Мы описываем процесс и результат обучения, основываясь на гипотезах: кого и зачем мы учим, какой конечный результат мы должны получить. Эти гипотезы формируют пре-реквизиты, образовательный процесс и результат по каждому занятию, дисциплине, курсу и программе в целом. Пререквизиты по дисциплинам и результаты обучения должны быть связаны между собой, чтобы исключить дублирование и установить связи между всеми дисциплинами программы.

Образовательные гипотезы проверяются в ходе опроса студентов, преподавателей, работодателей, отслеживания образовательных траекторий студентов и выпускников, анализа спроса и предложения на рынке. Часть гипотез, безусловно, не подтвердится, и тогда нужно вносить изменения в образовательную программу, сформулировать и проверить новые гипотезы.

Наша задача – не только выстроить эффективную программу обучения, но и обеспечить динамику этой систему, ее адаптацию к меняющемуся рынку.

Так складывается общая картина, из которой мы понимаем: когда и зачем в программе существует каждая дисциплина, на каком этапе у нашего студента появляются и развиваются отдельные компоненты юридического мышления. В нашей программе каждый преподаватель должен знать, кого, чему и зачем он учит.

2.3. Наши цели и задачи

Цель

Создать новую модель юридического образования, формирующую новый тип юристов — специалистов по праву и технологиям.

Задачи

  1. Переработать программы юридических дисциплин бакалавриата, в том числе на основе новых подходов.
  2. Адаптировать для юристов отдельные неюридические дисциплины.
  3. Создать экспериментальную площадку в вузе, которая занимается изучением и внедрением новых практик.

Как мы поймем, что сделали качественную программу?

Ключевые метрики:

1. Конкурс на программу

  • Конкурс среди абитуриентов;
  • Конкурс среди преподавателей, желающих преподавать на программе;
  • Конкурс среди студентов, желающих перевестись на программу;
  • Количество студентов, готовых оплачивать обучение, и их результат на вступительных испытаниях;

2. Обратная связь

  • Связь от преподавателей и студентов;
  • Обратная связь от работодателей;
  • Обратная связь от вуза;

3. Срезы результатов обучения

  • Результаты студентов на межпрограммных, межфакультетских, межвузовских конкурсах (муткорты и т.п.);

4. Дальнейшее развитие выпускников

  • Образовательные траектории выпускников;
  • Профессиональные траектории выпускников.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.